Freepik

Воспитательное пространство современных детей: риски и новые возможности

  • 15.07.2020

Сегодня в жизни ребенка интернет — безграничное поле возможностей. Соцсети — место для социализации и формирования его личности. Вместе с этим гаджеты и мессенджеры, порой, становятся вредной привычкой. О минусах и плюсах современного воспитательного пространства рассказали специалисты Городского психолого-педагогического центра Александра Желудова и Марина Попова.

Интернет стирает физические границы. В сети ребенок может быстро и свободно путешествовать, изучая историю, особенности различных культур. Благодаря широте кругозора у него формируется позиция принятия многообразия мира, толерантность, уважительное отношение как к ценностям своего народа, так и к иным национальным традициям. Социальные сети и мессенджеры помогают школьникам общаться с более широким кругом сверстников.

Кроме того, интернет обеспечивает доступ к огромному количеству полезной и качественной информации: виртуальные библиотеки, архивы, научные статьи, доклады, обучающие материалы и тренинги. Всё это позволяет современному школьнику быстро найти материал на любую тему и получить новые знания с минимальной затратой времени.

И, конечно, интернет поддерживает интересы детей, где бы он ни находился: свободный доступ к виртуальным кинозалам, трансляциям спортивных событий, музыкальным новинкам. Гаджеты обеспечивают мобильность, а значит доступность и удобство их использования.

Возникает вопрос: почему же педагоги, психологи и родители испытывают беспокойство? В чём риски влияния виртуальной реальности? Вот некоторые из них.

  1. Не секрет, что многие современные дети чрезмерно увлечены играми. Некоторые из них переносят правила и стиль игрового взаимодействия в реальную жизнь. Что приводит к игнорированию общепринятых норм поведения и правил общения, повышает конфликтность, может привести к агрессии.
  2. Среди многообразия мнений и позиций, существующих в интернете и транслирующих совершенно разные ценности и нормы, современные дети находят свои идеалы для подражания, черпают образцы поведения. Порой авторы контента ловко манипулируют интересами и желаниями ребенка, создавая у него иллюзию самостоятельного выбора.
  3. Огромный спектр альтернатив и возможностей порой может привести к формированию у современного ребенка поверхностной мотивации, нежеланию прилагать усилия для достижения значимого результата. В дальнейшем это может вызвать трудности самоопределения и выбора жизненного и профессионального пути.
  4. У современного ребенка может сформироваться упрощенное представление о сфере человеческих отношений: такая ситуация складывается при наличии избыточного, иногда до нескольких тысяч, количества виртуальных друзей. Коммуникативный партнер перестает выступать как личность, а становится просто источником нужных сведений и удовлетворения ситуативных потребностей.
  5. Общение в социальных сетях создает у некоторых детей ощущение недосягаемости, а значит, и безнаказанности. Поэтому возникает соблазн самоутвердиться за счет другого.
  6. Для некоторых детей активность в реальном мире заменяется на многочасовое погружение в виртуальную реальность: они начинают избегать решения текущих жизненных проблем, устраняются от ситуаций личного общения, предпочитая виртуальное, обычный мир теряет смысл, кажется серым и неинтересным.
  7. Школьники, увлеченные интернетом, часто ведут исключительно сидячий образ жизни, что приводит к головным болям, снижению зрения и иммунитета, к нарушению аппетита, к опорно-двигательным проблемам, сердечным и сосудистым нарушениям.

И тем не менее для современных детей интернет является естественной «средой обитания» – привлекательной и комфортной.

Почему? Какие ресурсы есть у интернет-пространства и как их использовать школе?

Во-первых, пребывание в интернете создает у детей ощущение свободы и беспредельных возможностей проявления себя. В виртуальном мире пространство гибко подстраивается под различные интересы детей, а это значит, что у школьников появляется реальный ресурс для того, чтобы приобрести полезный опыт, возможность выбирать то, что ближе к их потребностям и желаниям, учиться видеть альтернативные решения (когда не требуется следовать единственно правильному пути).

Во-вторых, информационная среда позволяет не просто удовлетворять потребности и реализовывать стремления формирующейся личности, но и осуществлять социальные функции, необходимые в реальной жизни. Участие ребенка в виртуальных сообществах обеспечивает ему возможность самопрезентации и самовыражения. Здесь школьник может проигрывать множество ролей, у него появляется безопасная для личности возможность экспериментировать и, в последующем, определиться с ролью в реальной жизни.

Школа (в первую очередь, в лице классных руководителей) должна стать проектировщиком позитивного и привлекательного воспитательного пространства для своих учеников и надежным навигатором семьи и ребенка в образовательном пространстве города.

Рекомендации