Генеральный директор объединения «Коллекцiонеръ клуб», организовав- шего выставку «Артефакт», Рубен Язычьян (справа) и искусствовед Сергей Язычьян (слева) у картины Константина Коровина «Парижское утро»

Творили вдали от родины

  • Алиса Афанасьева
  • 15.02.2021

До 28 февраля в галерее «Артефакт» проходит выставка картин художников русского зарубежья начала ХХ века «До встречи в Париже». У москвичей есть уникальная возможность увидеть работы, которые долгие годы были недоступны.

Изящный интерьер галереи и сопровождающие посетителей французские песни переносят в Париж XX века. На стенах — картины, которые мало кто видел. Они написаны русскими художниками-эмигрантами. С 1922 по 1924 год многие талантливые люди покинули Родину, забрав с собой лишь немногие вещи. Художники увозили любимые картины. И только начиная с 1990-х годов картины начали возвращаться из-за рубежа.

Ни один из художников-эмигрантов не вернулся домой, но их творениями заинтересовались любители искусства, коллекционеры. Благодаря им и открылась выставка «До встречи в Париже», ведь каждая представленная картина — частная собственность.

Сразу обращают на себя внимание работы Константина Коровина, самого известного художника-эмигранта. Картины, написанные им в последние годы жизни в России, отражают его бедственное положение: например, работа «Ноктюрн», которую Коровин писал за год до отъезда в Париж в родном селе Охотино. На полотне — обилие охристых оттенков и довольно скудные удары фиолетовых красок. Дело в том, что у художника осталось мало пигментов, и достать их было трудно. Поэтому он выходил из ситуации, как мог.

Картины, написанные Коровиным в Париже, по-своему уникальны. Несмотря на то что художник изображал французские пейзажи, в каждой работе прослеживается стиль русской школы.

— Коровин очень любил родину, и даже Францию изображал по-русски, — рассказывает Севон Язычьян, эксперт по живописи XIX века. — Профессионалам видно, что картину писал художник, получивший образование не в Париже. Есть нюансы: то, как художник видел, как использовал цветовую палитру, композиционное построение. Это приемы, которые он впитал в себя из русской школы.

Ни один французский мастер не мог изобразить Париж так, как изображал его Коровин. Он был чужаком, которого не очень тепло принимали парижские художники. Дело в том, что за границей привыкли к другой живописи: более быстрой, плоской, менее фактурной. В то время импрессионизм был в разгаре, и творчество Коровина было для французов вторично. Однако для русского человека заполучить картину Коровина «Ночной бульвар в Париже» было выдающимся событием.

— Наша задача заключалась не в том, чтобы показать Париж: его красочные пейзажи, архитектуру, — продолжает Севон Язычьян. — Нет. Париж является образом символическим: почти все художники-эмигранты проходили через него. Все их дороги лежали через столицу Франции. Париж того времени — культурный центр Европы, большой институт, куда стекались художники со всего мира. Они ехали обучаться в Парижскую академию, набираться эмоций и практиковаться.

Собраться коллекционерам и организовать столь значимое мероприятие непросто, им помогает «Коллекцiонеръ Клуб» — своеобразная площадка для общения любителей искусства. Команда клуба общается с коллекционерами и договаривается об участии их картин в выставке.

— Несмотря на пандемию, процесс коллекционирования не умирал. Так, у некоторых членов нашего арт-клуба появились новые работы. И мы начали думать, что было бы интересно зрителям. Так и выбрали парижскую тему, — рассказал генеральный директор клуба Рубен Язычьян.

Рекомендации