Открытия дистанта: классные руководители и родители о новых возможностях школы в условиях обучения онлайн

  • Классные руководители Школы имени Артема Боровика Ольга Лафицкова и Екатерина Костыненко.
  • 24.06.2020

Учитель на экране, вместо парты домашний стол, вместо сменки комнатные тапочки, вместо возмущенного: «Опять у компьютера!», уважительное: «Тише! У ребенка урок идет!» Еще недавно подобная картина могла быть началом фантастического фильма, но нет, это учебный процесс весной 2020 года.

Дистанционное обучение: чего больше, плюсов или минусов? Сложно ли это для детей, учителей, родителей? Множество вопросов возникло, когда в связи с необходимостью самоизоляции, «дистант» вдруг стал единственно возможной формой обучения.

Ключевое слово – форма. Дистанционное обучение не меняет содержания учебного и воспитательного процесса, а значит, уроки по-прежнему имеют цели, которые должны быть достигнуты, задачи, которые должны быть решены. А вот освоить новую форму работы, объяснить правила, показать, как пользоваться, расставить актуальные акценты необходимо. И это задача учителя и классного руководителя. Именно он управляет уроком, дистанционным в том числе, он несет ответственность за то, как этот урок пройдет для каждого ученика. И для его родителей, кстати, тоже.

Сегодня каждый урок во всех смыслах стал открытым: присутствовать на уроке может каждый – ученик твоего класса или любого другого, коллеги, родители, администрация. С одной стороны, это новые возможности. С другой – дополнительная ответственность.

Учитель в условиях дистанционного обучения личность медийная. Это тоже акцент, который добавил «дистант». Но умение адаптироваться, принимать оперативно решения, выбирать наиболее эффективные приемы – все это профессиональные компетенции учителя и руководителя класса.

Дистанционно-электронный вариант обучения показал себя как эффективный канал связи между учителем и детьми, учителем и родителями, внутри ученического коллектива.

Как и в школе, ребята выходят на дистанционные уроки заранее по неизменному расписанию и имеют возможность улыбнуться друг другу, обменяться интересными новостями, любопытными событиями из своей жизни, продемонстрировать в «прямом» эфире свои творческие работы.

Среди наших совместных находок с ребятами «минутки общения», на которых подводим итоги дня, намечаем задачи на следующие уроки. В формате видеовстреч удалось успешно организовать индивидуальную работу – с учениками, которым необходима помощь, с родителями для решения возникших вопросов, разработки стратегии совместной деятельности.

Появилась отличная возможность более глубоко и осознанно использовать современные образовательные технологии, сделать процесс обучения ярким и эффективным.

Классные руководители, учителя начальных классов

Елена Петрова и Анна Зайцева

В дни вынужденной изоляции мы все учимся чему-то новому: и ученики, и их родители, и учителя, и классные руководители.

Так с моими учениками и их родителями я открыла для себя коллективные выходы в театр и в музей. Только, конечно, в виртуальном варианте. Так, например, совсем недавно мы устроили коллективный просмотр шоу «Cirque du Soleil», а на следующий день обменивались впечатлениями об увиденном. Моим первоклашкам очень понравилась также виртуальная экскурсия в Дарвиновский музей, где они «побывали» на уроке «Растения-хищники».

Вместе мы поняли, насколько увлекательным может быть выполнение интерактивных заданий, которые я готовлю для своих учеников, например, на платформе Учи.ру.

Классный руководитель, учитель начальных классов Светлана Васильева

В работе дистанционно важна правильная организация: четкость, точность, логика.

Каждый вечер родители моего класса имеют всю информацию о том, как будет строиться следующий учебный день. Расписание уроков, ссылки, на случай если неустойчивый Интернет, и вовремя онлайн-включения пропадает связь, все описание уроков и задания в ЭЖД.

Огромная находка для меня – программное обеспечение ActivInspire для доски Promethean. Благодаря ему у учителя есть возможность работать в привычном режиме с интерактивным экраном в процессе урока. Обучающиеся видят весь процесс объяснения или решения, могут устно вносить поправки, а я их записываю на своей «интерактивной доске».

Для уроков в электронном виде использую ресурсы МЭШ, внутри МЭШ –  задания Учи.ру. Важно соблюдать баланс: я проверяю работы, исправляю ошибки, если необходимо, пишу комментарии для родителей, оперативно реагирую на их вопросы. Очень внимательно отношусь к тому, чтобы не перегружать учеников начальной школы и их родителей множеством ссылок и заданий.

Классный руководитель, учитель начальных классов Елена Уточкина

 Ну что можно сказать о дистанционных уроках… Данная форма обучения позволяет дисциплинировать ребенка, долгое время находящегося дома. Во время занятий ребенок более собран и внимателен. С интересом осваивает новую форму занятий. Живое общение с педагогом помогает лучше усваивать материал, чем просто чтение в учебнике. Ребенок с интересом ждёт новых занятий.

Алевтина Булычева, мама Даши

 То, что дистанционные уроки проходят успешно, заслуга учителя. Все четко ясно и понятно. Есть четкая структура урока.  Ребенок не теряется, куда ему смотреть, где писать и что делать в данный промежуток времени. Учитель охватывает на уроке весь класс и понимает, что происходит  с каждым ребенком, который смог подключиться дистанционно. Ребенок получает от учителя четкие инструкции, и никаких организационных вопросов не возникает.

Я как родитель помогала своему ребенку только технически наладить оборудование в первые два дня. На третий день Ирина уже занималась самостоятельно. И никак не вовлекала меня в процесс. У ребенка не возникает вопросов, где взять задание и как его выполнять, как отправлять на проверку. С первого урока дети понимают, когда они могут говорить и как задавать вопросы, которые возникают.

Мария Михайлова, мама Иры

Какие открытия позволило школе сделать дистанционное обучение? Наверное, разные. Мы – ученики, учителя, классные руководители, родители – способны на многое. Умеем работать вместе, консолидировано решать общие задачи и успешно справляться с трудностями; умеем оперативно осваивать новое, быть гибкими, быстро адаптироваться. Но есть и то, куда стоит стремиться.

Но ясно одно: образование больше не будет таким, каким было до дистанта.

Классные руководители Школы имени Артема Боровика Ольга Лафицкова и Екатерина Костыненко.

Рекомендации