Логопед дал советы, как сделать детский досуг интересным и развивающим

  • 12.08.2020

За время каникул дети могут как надежно закрепить полученные знания, так и утратить их. О том, как этого избежать, а также как превратить образовательные занятия с ребенком в увлекательные игры рассказали учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Елена Анохина и Елена Мохирева.

Игры на свежем воздухе

Летом дети могут проводить больше времени на свежем воздухе, играть в подвижные игры, поэтому стоит предложить им логопедические игры в лесу или парке. Например, посчитать одинаковые деревья. Можно сужать поиск и считать только тонкие или высокие деревья, или только те, на которых растет мох. Таким образом родители незаметно для ребенка закрепят употребление окончаний слов и согласование существительных с прилагательными. Кроме того, такая игра поможет развивать зрительное внимание ребенка.

Также на прогулке можно послушать пение птиц, и даже постараться вместе с детьми определить птицу по голосу. Это поможет развить не только слух, но и наблюдательность. Попросите ребёнка спеть как птичка и повторить слоги с разной силой и высотой голоса, быстро или медленно (па-ба-па, ту-ду-ду). Можно «ловить» заданный звук в словах, определять место звука в слове (начало, середина или конец), количество слогов в слове, менять их местами.

Развивать связную речь и воображение поможет игра «Каждый знает, что пушистым бывает». Чтобы сыграть в нее, нужно выбрать любой признак (цвет, форма, размер) и искать подходящие предметы. Можно играть по очереди, а можно – кто больше назовет таких предметов по памяти или в поле видимости: каждый знает, что пушистым бывает: кот, одуванчик, гусеница. Можно усложнить: каждый знает, что пушистым не бывает (грузовик). Также стоит задавать наводящие вопросы: например, осмотрите попросите ребёнка описать облако —  какое оно по форме, величине, на что оно похоже.

 Игры в городе

Если вы остались в городе и нет возможности уехать на природу, то предлагаем рассмотреть, логопедические игры для города. Например, можно отгадывать предмет по описанию: Я вижу большой, двухэтажный, кирпичный. Что это? Дом! Спросите малыша: дом из кирпича какой? Кирпичный. А из дерева? Деревянный. Предложите ребенку поменяться ролями – пусть он загадает вам загадку, а вы сперва ошибетесь, и справитесь только с помощью дополнительных подсказок.

Можно также поиграть в слова: попросите ребенка назвать домашних животных или насекомых, перечислить свои игрушки, вспомнить, какой транспорт сегодня встречали. Так вы поможете расширить ему обобщающие понятия.

Рекомендуем также игру «Скажи наоборот»: взрослый называет слово (холодный) и бросает мяч с любым дополнительным движением, например, хлопает в ладоши, а ребенок ловит мяч, называет слово с противоположным значением (горячий) и выполняет такое же движение.

Если вы увидите животных или птиц, обязательно спросите: кто это? Как он говорит? (Ворона – каркает). Так вы разовьете способность образовывать новые слова. Также попросите детей назвать животных ласково (кошка – кошечка), поиграйте в игру «Один-много» (одна лягушка, а много — лягушек). Подбирайте слова-признаки к каждому животному (собака какая? — большая, сторожевая, мохнатая). Спросите, как называются детеныши животных (у собаки — щенок, у коровы — телёнок).

Игры на даче

Пригласите ребенка вместе поиграть на огороде или на клумбе. Это будет способствовать развитию мелкой моторики. Также вместе переберите крупу, например, заранее смешанные рис и фасоль.

Продолжайте развивать мышцы речевого аппарата. Вместо рутинной артикуляционной гимнастики просите малыша прополоскать рот контрастной водой (теплой и холодной по очереди). Лето — это сезон фруктов и овощей, поэтому обязательно давайте ребёнку жевать твёрдую морковку или яблоко.

Обратите внимание ребенка на то, где растут овощи и фрукты. Покажите, какие плоды растут на земле, а какие в земле. Так вы закрепите понимание и употребление предлогов.

 Игры круглый год

Читайте детям вслух. В знакомых стихотворениях намеренно пропускайте слова, побуждая ребёнка к договариванию. После прочтения сказки поинтересуйтесь: кто был главным героем, кого еще запомнил, что понравилось и почему? Чем больше вопросов вы задаёте, тем лучше у ребёнка развивается связная речь и пополняется словарный запас.

Самое главное, что любую игру или совместное дело можно превратить в увлекательное и полезное занятие. Помните, что успех ребёнка в речевом развитии зависит от людей, которые его окружают. Не упускайте возможность использовать летние впечатления и эмоции для развития речи ребенка.

Однако, если вы заметили, что у ребенка есть трудности с произношением или распознаванием речи, не стоит откладывать подход к специалисту: в Городском психолого-педагогическом центре можно записаться на прием к логопеду, а также принять участие в регулярных родительских гостиных по вопросам воспитания и развития детей.

Рекомендации