Функциональная грамотность без границ: читаем и понимаем по-английски

  • Екатерина Костыненко, учитель английского языка школы им. А.Боровика, призер конкурса «Самый классный классный-2019»
  • 13.03.2020

Функциональная грамотность – понятие, не имеющее географических границ.  Это способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться, в том числе уметь работать с информацией, верно анализировать прочитанное и услышанное, вычленять главное. Первый шаг к функциональной грамотности – осознанное чтение. Читающий человек, чётко и правильно понимающий прочитанное, может легко излагать свои мысли, анализировать, структурировать, делать выводы, свободно общаться, не испытывая трудностей в социализации.

Следующий уровень — чтение на иностранном языке. Оно имеет свои особенности. Несколько незнакомых слов или грамматических конструкций, и текст превращается в заклинание, осмыслить которое невозможно, если не знать, как.

Как читать осознанно на английском?

  1. Тренируем лингвистическую интуицию

Если незнакомое слово не мешает пониманию предложения в целом, лучше постараться додумать, угадать значение слова. Зачастую, незнакомые слова не являются ключевыми, заострение внимания на них не позволяет развивать лингвистическую догадку. А это очень полезное умение, особенно, если текст объемный, а время ограничено.

Если без понимания этой единицы непонятен смысл предложения, обращаемся к словарю. Здесь важно не упустить из виду возможную многозначность слова, а также то, что порой одна и та же форма слова может быть разной частью речи. Поэтому обращаем внимание на примеры употребления, которые приводит словарь.

Для тренировки этого навыка очень удобны электронные носители. Значение слова можно тут же посмотреть, а многие приложения для чтения позволяют создать свой словарик при чтении книги.

  1. Развиваем осознанное чтение

Осознанное чтение подразумевает детальное понимание прочитанного, умение кратко, одним предложением, обозначить, о чем идет речь. А кроме этого, еще осознанное чтение включает в себя и объем зрительного восприятия, и способность чувствовать связь между структурой и содержанием текста, прогнозировать состав слова и смысл предложения.

Как этого добиться? Полезный прием для ребят средней школы и старше – перед чтением задать вопрос к тексту, который позволит читающему создать максимально общее представление о его содержании. Например, в каком городе происходят события? Это прекрасно развивает мышление.

Тем, кто только начинает читать на другом языке можно предлагать соотнести содержание прочитанного с иллюстрациями. Например, определить, о какой фотографии идет речь в тексте.

  1. Учимся задавать правильные вопросы

Применяя технологии критического мышления, важно помнить, что уровень критического мышления учеников разных уровней образования сильно отличается. Поэтому в начальной школе уместно использовать простые вопросы на воспроизведение и понимание прочитанного: кто? когда? где? как? верно ли я понял? В средней школе вопросы должны носить практический (как можно применить? что можно сделать из?), интерпретационный (почему? объясните…) и творческий (что будет, если?) характер. Для учащихся старшей школы к этим вопросам хорошо добавить оценочные вопросы (как вы относитесь к..?) с различными формами аргументации.

Важным является не только умение отвечать на вопросы, но и задавать их. Для развития функционального чтения подойдет, например, педагогическая технология Кубик Блума. В чем ее суть? Учитель предлагает классу кубик, на плоскостях которого расположены вопросительные слова или фразы. Ученик бросает кубик и, используя выпавшее слово, составляет свой вопрос по прочитанному материалу. Применять эту технологию уместно тогда, когда текст прочитан и разобран, т.е. на завершающих этапах работы.

Для старшеклассников подходят задания на использование в вопросах дополнительной информации, напрямую в тексте не указанной. Например, если в тексте речь идет о новейших технологических разработках, то можно предложить сначала промаркировать текст с помощью приема «Инсерт» (на полях текста пометки «Знаю», «Новое», «Сомневаюсь в правдивости факта» и т.д.), а после найти в сети Интернет информацию к сомнительным, с точки зрения ученика, фактам. Получив подтверждение или опровержение факта, ребята задают вопрос одноклассникам, стимулируя тем самым критическое отношение к информации.

  1. Осваиваем грамматику с человеческим лицом

Порой именно грамматика становится серьезным препятствием для понимания содержания текста. Иногда справиться с этой задачкой может помочь автопереводчик. Но часто электронные сервисы далеки от знания языковых нюансов и понимания литературной нормы, а потому полученный перевод может еще больше затруднить понимание текста в целом.

Что делать? Попросить помочь того, чей уровень владения языком выше вашего. Это позволит не только справиться с поставленной задачей: прояснить для себя грамматические нюансы, – но и «прокачает» коммуникативные умения, которые чрезвычайно ценны.

Умение эффективно работать с самыми разными данными, добывать и обрабатывать информацию – основы функциональной грамотности.
А значит, учитель должен в совершенстве владеть этим навыком сам и ежедневно тренировать этот навык у своих учеников. «Владеющий информацией, владеет миром!»

Рекомендации