Ежегодный интенсив посвященный работе с трудным поведением в классе

  • Пресс-служба компании «Яндекс»
  • 27.04.2021

Яндекс.Учебник провел ежегодный интенсив для преподавателей — в этот раз он был посвящен работе с трудным поведением в классе. Всего Яндекс опросил 70 000 педагогов, чтобы узнать, с какими проявлениями трудного поведения детей учителя сталкиваются чаще всего и как они сами оценивают свою работу. По результатам тестирования преподаватели получили рекомендации и полезные материалы.

Тест «Работа с трудным поведением» состоял из 18 ситуаций, которые рассказывают историю одного класса. Преподавателям нужно было выбрать, как бы они поступили в каждой из них. Задания исследовали пять компетенций: умение замечать проявления сложного поведения, понимать его причины, корректно реагировать, создавать условия для поддержки учеников и разрешения конфликтов и анализировать свою работу.

Работа с трудным поведением — это комплексная задача, которая требует от педагога умения грамотно и быстро реагировать на нарушения дисциплины, знаний о том, что их вызывает, способности планировать решение этой проблемы. Овладеть всеми этими навыками сразу тяжело: 24% учителей набрали больше половины баллов по всем пяти компетенциям. Однако 73% получили хороший результат (выше 50 баллов) по четырем из пяти компетенций.

Выяснилось, что сильные стороны педагогов — это анализ своей деятельности (средний балл — 75 из 100) и выстраивание стратегии (средний балл — 71 из 100) работы с детьми. Слабое место — это анализ причин такого поведения: учителя справились с этим разделом диагностики в среднем на 49 баллов. Кроме того, по данным исследования, навыки педагогов по работе с трудным поведением не зависят от стажа, нагрузки педагога и того, работает он в начальной или в старшей школе.

«У этого исследования были две важные задачи — понять, что провоцирует сложное поведение в школе, и проанализировать, как учителя оценивают свою работу в таких ситуациях, — комментирует Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России. — Причины конфликтов чаще всего не связаны с работой педагогов, но именно им приходится с этим справляться. В рамках Образовательной инициативы мы видим свою задачу в том, чтобы проводить регулярную диагностику и использовать эти данные в создании материалов и инструментов для учителей».

К проявлениям трудного поведения обычно относят агрессию к учителю и сверстникам, выкрики с места, срыв или пропуск занятий, игнорирование учителя и затяжные конфликты. Причиной могут быть особенности развития подростков или неблагоприятные условия в школе или в семье.

Рекомендации