Сергей Николаевич и Любовь Стефановна делают заготовки на зиму. Их любят и дети, и внуки. Екатерина Антропова

Деревенские продукты всегда вкуснее

  • Анастасия Антропова
  • 21.12.2020

Молодые люди из сел стремятся уехать в города, а из провинции — в столицу. Но есть и те, кто шуму и суете предпочитает природу, свежий воздух и натуральные продукты. В 2020-м таких стало больше.

В этом году я провела почти полгода в деревне в Тверской области. Там же училась во время самоизоляции, защищала диплом на чердаке — единственном месте, где ловился интернет. Деревенская жизнь внезапно пришлась мне по вкусу, несмотря на некоторые сложности и проблемы, о которых в городе даже не задумываешься.

Энергия на весь день

Природа, кругом ни души, Волга видна из окна. Не без труда я научилась вставать на рассвете. Укутывалась в пледы, куртки и выходила гулять в поле. Встречала рассвет на берегу реки, которая тонула в тумане. Делала фотографии, рассылала друзьям. Это было мое утро, оно принадлежало только мне. Так я подпитывалась энергией на весь день.

Надо бы садиться за учебу, но еще рано. Утро начинается с растопки печки. В деревне есть только электричество, никакой скважины и теплого душа. Поэтому надо натаскать воды от соседей, поработать на огороде — там растет столько овощей! Скосить траву — в общем, нужно пахать.

По-крестьянски, что для меня в новинку. Я привыкла много работать, усердно учиться, но впервые было так много физического труда. И только потом за уроки. С плохо работающим интернетом и почти без сил. Странно, но сейчас мне этого очень не хватает! А картошка, которую мы вырастили, оказалась безумно вкусной, не то что из магазина.

Привычка трудиться

На днях мы приехали туда, чтобы забрать остатки урожая: картошку, тыквы, кабачки, которые не поместились в багажнике машины в прошлый раз. Они хранились у соседей. Любовь Стефановна и Сергей Николаевич Панковы купили здесь участок в девяностые и, выйдя на пенсию 11 лет назад, уехали из Москвы в деревню.

Впервые встретилась я с ними 12 лет назад, когда мы приезжали к друзьям на дачу в соседнюю деревню. До сих пор помню тот день. Очень понравился их сад. Он был интересно, ярко и необычно оформлен. Из дома выглянули хозяева, мы им выразили восхищение, они пригласили нас к себе на чай. Так началась соседская дружба.

Дом внутри поразил меня еще больше сада. Как только мы вошли из просторных светлых сеней в кухню, первое, что бросалось в глаза, — огромная русская печка. Даже в старых деревенских домах ее почти не встретишь! Одной печкой удается отапливать всю зимнюю часть дома: просторную кухню и большую комнату. А еще на ней можно спать: там даже в самые лютые морозы тепло и уютно.

Но больше всего меня впечатлила мебель. Из настоящего дерева, без вредных пластика и красок, она выглядела чем-то из другого мира! Это хозяин, Сергей Николаевич, все сделал своими руками.

Город не по сердцу

Хозяйка дома, Любовь Стефановна, родом из Орловской области, все детство провела в деревне. В Москву приехала поступать вместе с подругой в строительное училище, в котором и познакомилась с будущим мужем (Сергей Николаевич учился на паркетчика). После обучения где только не работала: на стройке, на заводе. Сергей Николаевич трудился паркетчиком и реставратором: делал художественный паркет в Кремле, в Доме железнодорожников.

Детство он тоже провел в деревне, в Подмосковье. Наверное, поэтому их все время тянуло на природу, тосковали по своему дому, по селу. Покупка участка в Тверской области в 1992 году стала стартом их возвращения к истокам. Еще Москве, в квартире они начали заводить разную живность, и речь идет не только о котах и собаках.

— Однажды соседка привезла с птицефабрики уток, — вспоминает хозяйка дома. — Никакие уговоры, что в квартире уткам не место, не сработали. Я выхаживала их на кухне, каждый день стирала им пеленки — газет не хватало.

Дети возмущались, что на кухне теперь птичий двор, поэтому вскоре Любовь Стефановна и Сергей Николаевич отвезли птиц на дачу к друзьям. Но долго без своего хозяйства не смогли, несмотря на протесты детей.

— Кроме собаки, на балконе жили курицы и пара уток, — продолжает хозяйка. — Я ездила на Земляной Вал за цыплятами: из первых выжили у меня два, остальные умерли от обжорства: я их перекормила. Дети уходили в школу, я запускала цыплят с балкона в квартиру, и они бегали по всем комнатам, а я за ними, с совочком и веником. Спустя два месяца после этой покупки мы приехали на дачу, и тут уж молодые курочки разгулялись. Когда осенью мы собрались обратно в Москву, отдали кур соседке, местной жительнице, потому что устроить полноценный курятник на балконе — это уже слишком.

Дачная жизнь

Потом построили дом в деревне, и семейство Панковых каждое лето приезжало на дачу. Летом высаживали огород: картошка, кабачки, клубника и прочие дачные прелести — и конечно же, на каждое лето покупали кур. Перед отъездом в город их отдавали соседям.

— Сейчас уже у нас все хозяйство налажено, а когда только приехали, даже колонки еще не было в нашей деревне, — подхватывает Сергей Николаевич. — Дом я строил сам несколько лет, и мы приезжали и жили в палатке, еду готовили на переносной газовой плите с газовым баллоном, таскали воду в ведрах из речки.

Когда Сергей Николаевич вышел на пенсию, супруги решили уехать в деревню насовсем. В Москве им было тесно и нечем заняться. Переезд оказался спонтанным: просто собрались и уехали.

Натуральное хозяйство

Первым делом завели кур. С тех пор на столе всегда натуральные свежие яйца. Все дачники со временем стали покупать у них «десяточек». Через некоторое время одних кур стало мало — появились кролики. Их разведением занимались несколько лет, но прекратили, потому что их становилось слишком много. Прошло немного времени, и мелкой живности стало недостаточно. Панковы решили завести корову. Случилось это в 2014 году.

— Мы ездили за молоком в соседнюю деревню. Хозяин коровы предложил купить у него беременную телку. Мы и решились. Приехали ее забирать. Решили сделать, как в мультфильме: привязать за рога к «уазику» и вести так домой. Но не тут-то было! Она сбросила веревку и убежала в лес. На следующий день приехали со специальной перевозкой. Поначалу мы телку боялись, не знали, как она будет реагировать на новых хозяев, — рассказывает Любовь Стефановна.

Но быстро подружились: телочка, которую назвали Зорькой, гуляла, как собачонка, рядом с Сергеем Петровичем по полям и отгоняла от его собак, когда те хотели к нему приблизиться.

В это время Любовь Стефановна научилась готовить домашний творог, сыр, масло.

— Пару лет назад мы продали нашу Зорьку, — еле сдерживая слезы, говорит Любовь Стефановна. — Очень уж тяжело давалась она нам, возраст… Корова — это тяжелее, чем птицы и собаки. Сначала скучали, ездили ее навещать на новом месте, а теперь уже привыкли понемногу.

Сейчас, кроме кур, Панковы выращивают индоуток, сажают огромный огород — живут на собственном производстве. Все продукты, разумеется, свои. Хозяйка показала мне свою «тайную комнату».

Погреб был заставлен, как полки магазина, разносолами, ящиками с картошкой, морковкой и свеклой, разными вкусностями.

— Зачем нам столько? Вдвоем мы, конечно, это не съедим, но каждые выходные приезжают дети с внуками, мы их всегда угощаем и отправляем обратно в Москву с багажником, полным запасов, — смеется Любовь Стефановна.

Хобби

Несмотря на огород и хозяйство, Панковы находят время и на увлечения. Любовь Стефановна вышивает бисером, Сергей Николаевич работает в своей мастерской. Сейчас он создает своими руками почти всю мебель для их дома: кухонные шкафы, ящики, кровати, двери — из натурального дерева и со своим дизайном.

— Оборудую сейчас второй этаж, чтобы у внуков были свои комнаты. Готовлю кровать по заказу внучки, — комментирует Сергей Николаевич, показывая готовое изголовье кровати из дерева.

В деревне есть разрушенная во время Великой Отечественной войны церковь XVIII века, и Панковы активно участвуют в ее восстановлении. Они помогают рабочим, которые приезжают ремонтировать крышу, Сергей Николаевич заготавливает рамы для икон из дерева, чтобы им не был страшен холод, заделал пустые оконные проемы, чтобы меньше дуло и не залетали птицы. При любом вопросе все идут к нему, потому что он разбирается в строительстве и помогает во всем, на что хватает сил и времени.

Глядя на них, у меня появляется желание тоже на пенсии отправиться жить в деревню: уехать на природу, построить настоящий дом, заниматься творчеством, готовить оладушки и борщ к приезду детей и внуков на выходные. Жизнь в деревне уже не кажется побегом в никуда из безысходности: Панковы уехали, чтобы жить той жизнью, которой им хочется. Жить в мире, где есть вечные ценности, образ жизни и быт не выбиты под шаблон, зафиксированный модными журналами и телевизором.

Рекомендации