Дефектолог рассказала, когда родителям стоит обратиться к специалисту

  • 13.08.2020

Каждый родитель думает о здоровье, воспитании и обучении своего ребенка. Дети – индивидуальности со своими характерами, набором личностных качеств, объемом знаний, трудностями. Особое отношение и поддержка, усиленное внимание, своевременная помощь со стороны специалистов и родителей – это то, что нужно для эффективного преодоления этих трудностей. В каждом отдельном случае важно не пропустить тот возраст ребенка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной. Сроки первого обращения разные. Можно прийти к специалисту с младенцем на руках, а можно привести упирающегося семилетку. Когда родителям следует обратиться за помощью и к кому, рассказала учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра Наталья Чигрецкая.

Родителям важно своевременно проходить с детьми врачебный осмотр и не ставить под сомнение возникшие у врача опасения: именно врачу-педиатру и невропатологу под силу выявить нарушения физического и психического развития младенца. В младенческом периоде закладываются основы правильного физического, эмоционального, умственного и речевого развития, поэтому он особенно важен во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Чем серьезнее нарушение в развитии ребенка, тем раньше надо начинать его коррекцию.

Родителям необходимо знать возрастные параметры нормального развития. Это нужно для того, чтобы вовремя заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему. Информацию можно прочитать в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого и дошкольного возраста или в книгах по возрастной психологии. Родителям станет понятно, что должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. Например, полезным чтением для родителей будет книга Эмбер и Энди Анковски «Что у него в голове? Простые эксперименты, которые помогут родителям понять их ребенка» или Арлин Эйзенберг, Хейди Э.Муркофф и Санди Э.Хатауэй «Ваш малыш от рождения до года». Они помогут не только лучше понять, как устроены дети, но и дадут представление о том, какие действительно основные и необходимые в этом возрасте умения должны быть у ребенка.

Отставание от возрастных норм развития должно стать поводом к обращению к специалисту: нельзя думать о том, что если малыш не узнает маму в 4 месяца, то вот немного подрастет – и заулыбается, узнает. Нельзя отмахиваться от таких фактов, как не заговорил ребенок в год-полтора, ничего страшного, потом заговорит.

Родителям следует обращать пристальное внимание на «небольшие мелочи» в развитии малыша. Например, «неулыбчивый и серьезный» младенец трех-четырех месяцев – явный сигнал: в это время для ребенка «комплекс оживления» является обязательным эмоциональным реагированием на родителей. Данная особенность может говорить нам как о задержке психического развития, так и о дефекте зрения или слуха.

Когда ребенок начинает посещать дошкольную группу, на помощь родителю приходят ресурсы образовательных организаций города: появляется возможность получить консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога. Записаться на консультацию можно в Городской психолого-педагогический центр. Специалисты помогут родителям не пропустить важную информацию о ребенке: вовремя заметят и скорректируют проблему.

Рекомендации