Ученицы школы № 460 Ксения Аносова и Ольга Кухарева представляют книгу «Живая память поколений» / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Чтобы помнили. Как школьникам рассказывать о войне

  • Кирилл Янишевский
  • 18.11.2019

12 ноября в медиа центре газеты «Вечерняя Москва» прошла вторая очередная встреча «Клуба учителей», где педагоги московских школ обсуждают идеи и обмениваются опытом.

В этот раз главной темой стала 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Безусловно, обсуждать те события непросто и по сей день, однако это необходимо делать, и в первую очередь для того, чтобы нынешние поколения не теряли связь со своими предками, отдавшими жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и не забывали, какой ценой был завоеван мир.

И одна из главных проблем, с которыми сегодня сталкивается наше общество, это так называемое четвертое поколение, которое уже не застает живых свидетелей тех событий. Из-за этого великая война для них становится всего лишь еще одной картинкой в учебнике, такой же далекой, как и война 1812 года.

Естественно, по традиции первыми по этой сложной теме высказались сами школьники — юные корреспонденты, участвующие в проекте «Новый фейерверк», записавшие для эфира ролики, в которых озвучили свои мнения. Некоторые отметили, что сейчас для многих школьников война — это то, о чем скучный учитель рассказывает на уроках, или фильмы, которые могут производить не самое приятное впечатление. Тем не менее большинство сошлись во мнении, что изучать этот период крайне важно.

Потом к микрофону вышли ребята из школы № 460, которые тоже поделились мыслями об изучении Великой Отечественной войны.

— Я многое узнала о том периоде от своих родственников, и в частности — от отца. Должна сказать, что меня очень вдохновило то, как папа относится к своему отцу, ветерану. Поэтому я решила написать об этом сочинение, которое в итоге попало в книгу «Живая память поколений», — поделилась восьмиклассница Ольга Кухарева. — Сейчас я помогаю готовить материалы к другому изданию, посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с другими ребятами мы проводим уроки в московских школах, на которых в том числе рассказываем о своих публикациях и призываем узнавать семейные истории тех лет и писать о них.

Педагог школы № 1504 Андрей Еремеев (справа) рассказывает об обмундировании советских солдат / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Педагог школы № 1504 Андрей Еремеев (справа) рассказывает об обмундировании советских солдат / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Возвращаясь к фильмам, участники дискуссии отметили, что сейчас необходимы картины, которые в популярной форме могли бы рассказать молодому поколению о тяготах войны. И сейчас в нашей стране таких фильмов снимается все больше. Например, скоро на отечественных экранах появится картина «Подольские курсанты», которая рассказывает о героизме молодых бойцов, отдавших свои жизни во время обороны Москвы. Участникам «Клуба учителей» не только показали трейлер картины, которого еще нет в широком доступе, но и дали возможность выслушать мнение о фильме одного из актеров — Глеба Бочкова, который сыграл одного из главных героев.

— Почему мы решили осветить именно этот подвиг? Потому что нет фильмов, которые посвящены только этим ребятам. В разных картинах их упоминают вскользь или уделяют несколько минут, но этого недостаточно. Тем более что тогда погибли несколько тысяч молодых людей. Это фильм не о закаленных генералах, прошедших и повидавших многое, а кино про 18–23-летних пацанов. Вчерашнюю шпану, которая проходила через училище, чтобы позднее начать командовать войсками, однако была выкинута на фронт раньше времени, — сказал Глеб Бочков. — Ведь это потрясающе. Вот я сейчас одного возраста с ними и думаю в основном о том, где поесть вечером и какую рубашку надеть. А у них в головах были только мысли, как защитить маму, папу, спасти истекающего кровью товарища, как не дать врагу пройти дальше.

Оставшееся до конца встречи время преподаватели посвятили обсуждению того, какие методики сегодня лучше всего подходят для преподавания истории Великой Отечественной войны нынешним школьникам. Каждый педагог представил свой, индивидуальный подход. Некоторые участники подчеркнули, что детям рано рассказывать про ужасы войны, поэтому необходимо концентрировать внимание не на том, что их деды и прадеды убивали врага, а на том, что они защищали свою Родину. Немалую роль в изучении играет и историческая реконструкция. Это хороший метод, который действенен и нагляден для школьников. Но надевая форму солдата, надо помнить о том, что нельзя превращать такое выступление в пляску на костях. Учитель должен нести традиционные ценности, но не менее важно при этом оставаться современным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктория Савкова, педагог-психолог городского психолого- педагогического центра департамента образования и науки города:

— Это очень важная тема, поэтому при обучении детей к беседе просто необходимо подключать их родителей. Работа педагога очень ценна, но если отец или мать смогут добавить свою лепту, то опыт ребенка несомненно будет значительно богаче того, который дают в учебном заведении. Я бы предложила начать с того, чтобы родители побеседовали с преподавателями истории и классными руководителями своих детей и совместно решили, как можно включиться в процесс. И если будет понятно, что все к этому готовы, то при общении вне школы следует опираться на семейные истории. Ведь почти в каждой семье есть участник тех событий или как минимум хранятся воспоминания о нем. Это все очень хорошо расширяет кругозор.

 

Рекомендации