Алена Гробова проводит для учеников 10 «Э» класса урок с газетой, ФОТО: Мария Кобылинская

Урок с газетой: ученики поспорили о декабристах

  • Мария Кобылинская
  • 17.02.2020

Фильм «Союз спасения» — настолько нашумевший, что даже самый ленивый зритель едва ли мог не слышать о нем. Учитель истории школы № 1512 Алена Гробова на уроке с учащимися 10-го класса «Э» ставила целью не подгореть интерес к фильму, но организовать дискуссию, способную легко «зацепить» старшеклассников — разговор о мировоззрении и амбициозных планах тех, кто пожелал изменить Россию.

Времена меняются, а движущие силы некоторых процессов и настроения остаются неизменными: хорошо там, где нас нет и никогда не будет.

— Декабристы захотели перекроить Россию, и корнем восстания послужил заграничный поход русской армии 1813–1814 годов. Они посмотрели, как живет Европа. Однако задумались ли о том, может ли все это работать у нас? — с таким вопросом обращается учитель к классу.

Ученики работают на Уроке с газетой в привычной для них форме. Мини-группы получают вопросы, представленные в публикации, представляют информацию своим коллегам — здесь нет оппонентов и единомышленников, есть те, кто готов получать пищу для ума и рассуждать.

Тема публикации явилась на редкость благодатной почвой для полемики. Техническая сторона фильма, доля художественного вымысла подталкивают к рассмотрению дискуссионной морали киноленты.

Учитель не ставит целью представить фильм как учебное пособие. Очевидно, не стремились к этому и создатели фильма, но, как и любое историческое кино, «Союз спасения» — повод еще раз обратиться к одним из самых спорных страниц Российского государства. Прекрасное пособие для любого учителя накануне подготовки к уроку по данной теме — сегодня Урок с газетой пополняет копилку вопросов учебника из рубрики «Проверь себя!»

Ребята спорят, с чем-то не соглашаются, есть и такие, чье мнение меняется в процессе урока, но однозначно вспыхнул интерес к теме, а это значит, что и урок, и просмотр фильма — лишь разные пути, реализовавшие одну цель.

Историю невозможно рассматривать в безвременье — всегда нужен исторический контекст, необходимость смотреть в корни событий, анализировать последствия. И как раз эти навыки и отрабатывают ребята в ходе урока.

Удовлетворение получили абсолютно все, а иначе и быть не могло — публикация появилась к месту и ко времени, и поэтому на уроке было нескучно и познавательно.

— Мы не просто слушаем учителя и отвечаем на вопросы, но сами пробуем находить ответы, учимся искать информацию самостоятельно, что-то додумываем, вспоминаем уже изученное, это намного лучше, чем просто слушать и записывать! — прокомментировала урок десятиклассница Евгения Сизова.

Солидарен с ней и одноклассник Андрей Грибанов, пожелавший видеть на страницах «Прессы в образовании» побольше военных тем. И абсолютно все без исключения ребята отметили работу любимого учителя, а вкупе с прекрасной статьей этот альянс всегда обречен на успех!  

Рекомендации