Тема урока с газетой «Пресса в образовании» — «Реки Москвы – как их чистят»

  • Учитель ГБОУ школы №1164 Гераскина Е.В.
  • 29.12.2020

Первый, за период Пандемии, бумажный номер Прессы в образовании — яркий, пахнущий свежей краской, шуршащий! Его наконец-то принесли в нашу школу №1164. Остаются считанные дни до зимних каникул! Какие интересные и актуальные статьи! Как много информации! И мы решили провести урок , несмотря на то, что  шестиклассники на дистанте. Ничего, есть ссылка. Создать презентацию не составило труда.

Презентация для урока «Чистим реки»

Так начался первый в нашей практике дистанционный урок с газетой! Пришлось добавить немного видеоматериалов. Начали с загадки – о чём будет наш урок? И вот уже звучат две старинные песни – одна – из кинофильма «Верные друзья» — о лодочке, которая плыла-качалась по Яузе-реке, и другая — ранее неизвестная учителю – в исполнении Владимира Нечаева, которая так и называется «Песня о Москве-реке». Дети рассмеялись, они сразу поняли, что предстоит разговор о реках.

Но умнейший Лёвушка воскликнул:

— Хорошая тема! Но я хочу услышать про наши речки, которые связаны с нашим районом – о Пресне, Таракановке, Ходынке!

— Ты угадал, — парировал учитель. — О них мы тоже поговорим. Но только после того, как прочитаем газету. Скачивайте ссылку, ребята, и находите третью полосу – на профессиональном языке так называется страница.

Открыли статью, посвященную очистке московских рек от мусора, опавших листьев, химических примесей. Выяснили, что этим занимается служба Мосводостока. Посмотрели, как это происходит. Заодно узнали, что видят сотрудники этой организации, когда спускаются в коллектор. Выяснили, что это очень опасная работа, которую часто выполняют специально обученные водолазы. Рассмотрев фотографии, узнали, где зимуют специальные плавсредства Мосводостока, и что единственный ледокол флотилии носит гордое имя – «Норд».

Задумались ребята и о том, какой вред наносят реке бесконечные пластиковые бутылки. Если их не убирать, на Москве-реке образовалось бы много мусорных островов. Узнали, как работает земснаряд. А после, чтобы закрепить полученные знания, конечно, используя номер газеты, сделали небольшой кроссворд об устройстве земснаряда. Договорились прислать учителю фотографию итогового слайда кроссворда и принялись изучать водоёмы нашего района, по материалам школьного музея.

Тема урока с газетой "Пресса в образовании" - "Реки Москвы – как их чистят"

Как известно, значительная часть московских речек и ручьев бежит теперь под землёй, на глубине 5-7 метров. Среди них — лишь некоторые иногда выходят на поверхность, прежде чем, пройдя обязательную очистку, попасть в Москву-реку.

К таковым относится и протекающая с 1907 года под нашими улицами и домами речка Пресня, известная с XIV века. Ее длина – около семи километров. В самом конце своего извилистого пути в Москву-реку, она превращается в один из больших прудов Московского зоопарка, но потом возвращается в коллектор. Через Пресню когда-то был построен Горбатый мостик, да-да, тот самый, возле Дома Правительства. Да и набережная носит название Краснопресненская не случайно. Мостик есть, а речки не видно.

 

Но, изучив представленные доказательства – карты и фотографии — шестиклассники убедились, что речка есть. Какие? Карты нашего района в XIX веке, когда Пресня текла на поверхности, а также фотографии хорошо им знакомого перекрестка Полтавской и Писцовой, который уходит под воду во время каждого дождя и даже коллектора, проходящего под нашими улицами.

Чей-то звонкий голосок произнёс со знанием дела: «Ливнёвка у них барахлит».

Увидели ребята и фотографию речки Таракановки (это на Соколе) в глинистых берегах, сделанную в 1950-х годах, незадолго до заключения в коллектор.

Но урок подошёл к концу, и только Лёвушка всё включал и выключал свой микрофон. И на фразу учителя: «Вот и заканчивается наш урок» отреагировал особым возгласом: «Как это так? Я решил кроссворд, а Вы ничего не говорите?!». И тогда учитель попросил Лёву прочитать, что же написано на последнем слайде кроссворда. «Поздравляем! Теперь ты знаешь секрет чистой реки»

Тема урока с газетой "Пресса в образовании" - "Реки Москвы – как их чистят"

Спасибо, дорогая «Пресса в образовании», за новые интересные знания!

 

 

Рекомендации