Учитель информатики школы № 1329 Ольга Райкова показывает пятикласснику Глебу Симину, как вставить в текстовый файл изображение, найденное в сети, фото: Наталья Феоктистова

Тема урока: Безопасность в интернете

  • 20.09.2017

Очередной урок с газетой прошел в школе № 1329. В этот раз, изучая публикации «ВМ», ребята узнали, как сделать правильный пароль, обезопасить себя от интернет-мошенников, а также изготовили собственные плакаты-памятки. Ссылка на PDF архив номера.

Современные дети осваивают цифровые технологии гораздо быстрее взрослых. Учитель информатики Ольга Райкова это подтверждает — ученики начальной школы еще не умеют печатать, но уже знают, как скачать в интернете игру.

Урок компьютерной безопасности в 5 «Г» начался с несложного задания. Ольга Райкова попросила ребят вспомнить прошлые занятия и соотнести в табличке на интерактивной доске виды информации с органами чувств, которыми она воспринимается. Зрительная — глаза, звуковая — уши… Пятиклассник Михаил Сологуб справился на «отлично».

Перечисляя виды информации по форме представления и дойдя до текстовой, Ольга Райкова берет в руки газету и разворачивает ее. Заголовок гласит: «Используй информацию грамотно». Михаил Сологуб в это время помогает раздать газеты всему классу.

— Прочитайте все заголовки, которые найдете на этой странице и постарайтесь ответить, о чем эта статья? — спрашивает учитель.

— О безопасном интернете, — слышатся неуверенные голоса из разных концов класса.

Вместе с учениками Ольга Райкова старается разобраться, как справиться с необъятным потоком цифровой информации, как «выудить» из него что-то полезное и отфильтровать ненужное. На вопрос, какие опасности подстерегают в сети, ребята высказали множество версий: вирусы, пиратские сайты, мошенники и вымогатели. Проявляющий активность с самого начала урока Николай Кульшин копнул немного глубже.

— С помощью интернета в голову могут заложить неверные мысли, — рассуждает мальчик. — Например, электронные сигареты, которые вредны, но при этом популярны, недавно рекламировали на многих сайтах.

Ребята принялись разбирать газетную статью: основные причины, по которым пользователи становятся жертвами мошенников, советы по правильному поведению в сети.

У Николая Кульшина вновь возник неординарный вопрос.

— Как отличить мошеннические сайты? Это похоже на то, как родители говорят нам не общаться с подозрительными людьми, но как я пойму, что человек подозрительный? — спрашивает пятиклассник.

Приводя цитаты из статьи, учитель объясняет, что сайты злоумышленников часто представляют собой лишь одну завлекательную страницу, а вместо ссылки «обратная связь» — пустота.

Как бы то ни было, без информационных технологий сегодня невозможно представить ни одну сферу деятельности, в том числе учебу. Поэтому ученики решили создать плакаты с интернет-памяткой, и, основываясь на материалах газеты, в них ребята отразили главные принципы компьютерной безопасности.

— Чем длиннее пароль, тем надежнее он защищает ваше личное пространство, — читает Вероника Мандрик и принимается за поиски в сети соответствующей картинки.

Все плакаты получились разными, но в целом они отражали одну мысль: компьютерная безопасность зависит от личных действий каждого.

— За детьми нам не угнаться, — говорит Райкова. — Если не рассказывать им об информационной безопасности, то получатся «голубые киты». Родители должны следить за активностью детей в сети.

Новый формат занятия — урок с газетой — учитель информатики считает очень удачным и хочет провести его с другими классами.

Алексей Хорошилов

Рекомендации