«Союз спасения» — учебное кино. Из зрительного зала кинотеатра к дискуссии на уроке истории

  • Руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна.
  • 10.02.2020

«Союз спасения» — фильм, настолько нашумевший, что даже самый ленивый зритель едва ли мог не слышать о нем. Самая громкая премьера года, самый «историчный фильм о той эпохе» — вот немногие из штампов, которыми с первых дней проката была отмечена это кинолента. Учитель истории ГБОУ Школа № 1512 Гробова Алена Викторовна на уроке с учащимися 10 класса «Э» не ставила целью подгореть интерес к и без того нашумевшему фильму, приглашая к просмотру тех, кто еще не дошел до кинотеатра, но организовать дискуссию, способную легко «зацепить» старшеклассников – разговор о мировоззрении и амбициозных планах тех, кто пожелал изменить Россию.

Времена меняются, а движущие силы некоторых процессов и настроения остаются неизменными: хорошо там, где нас нет и никогда не будет. «Декабристы захотели перекроить Россию, и корнем восстания послужил заграничный поход русской армии 1813-1814 годов. Они посмотрели, как живет Европа. Однако задумались ли о том, может ли все это работать у нас?» — вот один из первых вопросов, адресуемых учителем классу.
Старшеклассники работают на Уроке с газетой в привычной для них форме. Мини-группы получают вопросы, представленные в публикации, после чего представляют информацию своим коллегам – здесь нет оппонентов и единомышленников, есть те, кто готов получать пищу для ума и рассуждать.
Тема публикации явилась на редкость благодатной почвой для полемики. Техническая сторона фильма, доля художественного вымысла подталкивают к рассмотрению дискуссионной морали киноленты.
Учитель не ставит целью представить фильм как учебное пособие. Очевидно, не стремились к этому и создатели фильма, но, как и любое историческое кино, «Союз спасения» — повод еще раз обратиться к одним из самых спорных страниц Российского государства. Прекрасное пособие для любого учителя накануне подготовки к уроку по данной теме – сегодня Урок с газетой пополняет копилку вопросов учебника из рубрики «Проверь себя!» Почему действия Николая можно считать вынужденными и срочными? Можно ли назвать события на Сенатской «большим геноцидом маленькой площади», были ли жертвы развернувшихся событий напрасными, какова роль личностей в событиях декабрьского восстания? Оценил ли народ последующие реформы, и если нет – то почему?
Ребята спорят, с чем-то не соглашаются, есть и такие, чье мнение меняется в процессе Урока, но однозначно вспыхнул интерес к теме, а это значит, что и Урок, и просмотр фильма – лишь разные пути, реализовавшие одну цель.
История не терпит сослагательного наклонения, это наука, которую невозможно рассматривать в так называемом безвременье – всегда нужен определенный исторический контекст, необходимость смотреть в корни событий, а также анализировать последствия. И как раз эти навыки и отрабатывают ребята в ходе урока.
Возникло ли желание у еще не посмотревших фильм сделать это или нет – не предмет нашего интереса. Главное, что удовлетворение от Урока получили абсолютно все, и в данной ситуации иначе и быть не могло – публикация появилась к месту и ко времени, и поэтому на Уроке было нескучно и познавательно.
«Мы не просто слушаем учителя и отвечаем на вопросы, но сами пробуем находить ответы, учимся искать информацию самостоятельно, что-то додумываем, вспоминаем уже изученное, это намного лучше, чем просто слушать и записывать!» — пожелала прокомментировать Урок ученица 10 класса Евгения Сизова. Абсолютно солидарен с ней и ее одноклассник Андрей Грибанов, пожелавший видеть на страницах «Прессы в образовании» побольше военных тем. И абсолютно все без исключения ребята отметили работу любимого учителя, а вкупе с прекрасной статьей этот альянс всегда обречен на успех!

"Союз спасения" - учебное кино. Из зрительного зала кинотеатра к дискуссии на уроке истории

"Союз спасения" - учебное кино. Из зрительного зала кинотеатра к дискуссии на уроке истории

Рекомендации