Réincarnation. Сортируем и перерабатываем. Метапредметный урок по экологии на французском в ГБОУ Школа № 1512

  • Учитель французского языка ГБОУ Школа № 1512 Кобылинская Мария Анатольевна
  • 6.10.2020

Известно, что преподавание иностранного языка является неисчерпаемым источником реализации метапредметного подхода, формирования и применения метапредметных связей, развивая у ученика умение работать в ситуации многозадачности, прививая навык самостоятельного планирования деятельности и получения практического результата.

На мой взгляд, ни один другой предмет не дает таких широких возможностей для интеграции знаний, полученных в других дисциплинах, как иностранный язык, и тем актуальнее тема урока, тем слаженнее работает этот механизм взаимодействия. На уроке французского языка мы с девятиклассниками поставили перед собой цель: применить материал публикации «Реинкарнация мусора» в развитии коммуникативных компетенций урока.

Путь к достижению цели начинается с разделения на минигруппы. Разложив перед собой газеты, взяв в руки маркеры и подготовленные бланки для заполнения, ребята начинают работу с изучения текста. К девятому классу уже сформирован навык работы с информацией: учащиеся выделяют основное содержание, ориентируясь на ключевые слова, распределяют их по группам, основываясь на общих признаках лексики…

Réincarnation. Сортируем и перерабатываем. Метапредметный урок по экологии на французском в ГБОУ Школа № 1512

На экране яркая презентация. Предлагается рассортировать «утилитарные вещи» по разноцветным контейнерам, дать определения таким понятиям как «экологическое поведение», «экопривычки», так называемые «gestes écolos», распределить «à recycler» и «à supprimer» то, что пойдет на переработку, а что будет уничтожено.

Réincarnation. Сортируем и перерабатываем. Метапредметный урок по экологии на французском в ГБОУ Школа № 1512

Такая предметная область как экология знакома ребятам еще с прошлого года, когда весной мы весьма плотно углублялись в тему, заложенную в учебную программу 8 класса по французскому языку. Именно поэтому легко и быстро в памяти всплывает основная ключевая лексика: recyclage, triage, matières recyclables, déchets industriels, emballage… Безусловно, в ходе урока ученики имеют возможность постоянно опираться на этот выделенный в отдельный сегмент «текстовый каркас», терминологические слова и словосочетания, пронизывающие ткань текста и выражающие его главную идею. Ребята без труда видят ключевую лексику в материале публикации, объясняя, каким образом она формирует внутреннее единство содержания.

Не обходится и без игрового момента. Новая картинка на экране «On voit qui gagne le plus?» (Посмотрим, кто больше?) заставляет ребят вновь взяться за маркеры, чтобы команда набрала как можно больше баллов, ответив на вопрос: какие именно товары являются результатом «вторичного производства» или на что идет «переработанный материал»?

Отведенные на урок сорок пять минут пролетают незаметно, словно каких-то четверть часа. Склоненные над газетой головы, испещренный яркими подчеркиваниями текст, густо заполненные бланки… Однако я всегда наблюдаю за реакцией детей, чтобы понимать, просто ли отрабатывает ребенок поставленные уроком задачи или пропускает материал через себя. Твердо убеждена – чтобы урок не прошел «мимо», нужно «зацепить» эмоциональную составляющую, дать ученику возможность поделиться личным опытом. Ребята наперебой приводят примеры собственного «экологического поведения» – сбор батареек, пластиковых крышек, экономия воды и энергопотребления… Приятно осознавать, что сегодня «экологически ориентированный человек» – это реальный персонаж современности. Это отмечают и учащиеся.

Практическую значимость урока подчеркнула ученица 9 технологического класса Куценко Лиза, отметив, насколько удобно, подробно и структурированно был изложен материал. «И статья, и проведенный по ней урок так просто и наглядно показали нам, что и куда выбрасывать», – признается Лиза. Подобного мнения придерживается и Евдокия Зайцева, ученица 9 кадетского класса. Она отмечает, что благодаря подобным проектам мы учимся вести себя «экологически правильно». «И уж точно никто из нас после такого урока не пройдет мимо мусорки, если нужно что-то выбросить!» – резюмирует Александрова Катя.

Каково же мое резюме? Сильное впечатление после занятия, оставшееся у моих учеников, для меня служит лишним поводом высказать слова благодарности и признательности всем тем, кто трудится над созданием образовательного контента «Открытый урок» проекта «Пресса в образовании».

Réincarnation. Сортируем и перерабатываем. Метапредметный урок по экологии на французском в ГБОУ Школа № 1512 Réincarnation. Сортируем и перерабатываем. Метапредметный урок по экологии на французском в ГБОУ Школа № 1512

 

 

Рекомендации