От сортировки до электробусов или Экологический пробег на Уроке с газетой в Школе № 1512 

  • Мария Анатольевна Кобылинская, руководитель пресс-службы ГБОУ "Школа№1512"
  • 25.01.2021

 

Чистота – залог здоровья, и эта истина знакома и младенцу. Однако современные дети знают все же больше. Им известно, что вместо того, чтобы ругать большие города за загрязненность, можно просто каждому из нас делать что-то, чтобы воздух был чище, вода – прозрачнее, а все мы становились от этого только здоровее. Экологический пробег по страницам газеты – вот каким стал этот Урок в 6 классе  Школы № 1512, и этот марафон ребята совершили вместе со своим классным руководителем, учителем географии, Дудкиной Юлией Андреевной.

Итак, сегодня в 6 классе не просто урок, но практикум в эколого-просветительском центре, в который ребят «пригласила» статья. Ребята сосредоточенно и увлеченно читают публикацию – это необходимое условие перед выполнением практического задания. Теперь они твердо знают, что есть огромная разница между словами «мусор» и «вторичное сырье», в случае если первый собирается раздельно. Какой же это долгий и непростой путь – от момента сортировки до изготовления реальных вещей, да-да, бывает и такое, и шестиклассники замирают от удивления: как, детские площадки и скамейки из пластиковых бутылок? И даже футболки? До чего дошел прогресс!

Задумывались ли ребята, насколько обдуманно и осознанно нужно подходить к тем бытовым моментам, которые даже взрослый выполняет машинально, когда запросто выбрасывает в мусорное ведро отслужившую батарейку, пустую пластиковую бутылку или стаканчик из-под йогурта? «Сегодня с помощью статьи ребята учились делать правильные выводы о том, что можно использовать мусор повторно, показывая на собственном примере, как они делают», – комментирует Юлия Дудкина.

Однако шестиклассники – это шестиклассники, и им нужно движение. Учитель заранее подготовил увлекательные задания. «Разделяй и властвуй!» – так называлась сегодняшняя игра, подготовленная на материалах публикации и разработок Московской электронной школы, которые также были активно привлечены к процессу.

Нам хорошо известно, что более всего ребят привлекают командные виды работы, когда можно объединиться, что называется, по интересам. Однако на этот раз интерес у каждой из команд (а сегодня это минигруппы по четыре человека) один: получив набор элементов, правильно их отсортировать. Попадаются и задания «с подвохом» – что делать, если в твоем мусорном ведре оказалась газета, перепачканная йогуртом, или блистер от таблеток? И теперь ребятам известен ответ: изучив статью, они узнали о том, что существуют специальные экоцентры для приема редких видов вторсырья, поняли, что подходить к сбору мусора нужно «с головой», помня о том, что бумажный стаканчик для чая и кофе не предназначен для контейнеров с бумагой, ведь внутри он покрыт тонким слоем пластика. И вы только вдумайтесь, на огромную нашу столицу существует пока только один экоцентр, занимающийся сбором таких «редкостей», и называется он «Сборка». Вот уж есть над чем поработать будущим экологам!

«Я очень рада тому, что сегодня дети не просто выходили к доске, чтобы «выбросить» в соответствующий контейнер отходы, но подробно разбирались в каждой ситуации, учитывали сроки утилизации, комментировали правила сортировки», – сообщает Юлия. – Ребята, сами того не ожидая, пришли к выводу о том, какое неожиданно огромное количество пластиковых бутылок может скопиться, если их собирать отдельно. В таком случае стоит задуматься над тем, чтобы пустить их в дальнейшее производство. Ребята становятся любознательными и даже дотошными, когда тема их увлекает, – продолжает делиться впечатлениями Юлия. – Вот, например, сегодня мы высчитали, какой объем пластика может накопиться за год использования пластиковых стаканчиков для воды в классе и в школе. Ребята выдвигали свои концепции, предложения. В частности, сегодня из трех ведер для стаканчиков мы оставили только одно – пока мы просто плотно сжали его содержимое, и более того, были те, кто пообещал, что завтра принесет из дома собственную кружку. Вот оно, экологическое поведение не на теории, а на практике, и сегодня к нему моих детей подтолкнула именно газета».

В какой-то момент урока ребята осознают, что сегодня перед ними не просто одна статья по теме, но целый кладезь экологических знаний, поэтому они активно перелистывают страницы в поисках новой информации, и разговор ширится, и вот мы уже говорим о перегнившей листве, о бытовых отходах на поверхности рек, об устрашающих цифрах вылавливаемого мусора… Заинтересовала ребят и статья об экологичном транспорте, и как тут не начать гордиться своим городом, когда газета с почти столетней историей сообщает своим читателям, что Москва сегодня стоит на четвертом месте среди 100 лучших мегаполисов мира за качество окружающей среды!

«И что значит все это? – педагог подталкивает учеников к правильному выводу. «Что мы можем все исправить!» – раздаются голоса. «Правильно, – заключает учитель. – Все в наших руках. И как самая полноводная река берет свое начало из маленького ручейка, так и мы с вами в силах сделать многое, стоит только каждому из нас начать с малого».

И на этом, наверное, мы могли бы поставить точку в нашем разговоре. Скажу, что урок этот состоялся в среду 20 января, тогда же Юлия и поделилась со мной впечатлениями. Через два дня, проходя мимо ее кабинета, я не могла не заглянуть в класс. На полу возле кулера с водой я увидела одно ведерко со смятыми стаканчиками, а Юлия, заметив мою улыбку, тихонько указала на шкафчик, где на полке стояли несколько кружек.

Не нужно думать, что все без исключения ребята пойдут по стопам экологов, но, если из двадцати пяти человек в классе пять начинают жить по-другому – это о чем-то говорит. И так просто. Стоило всего лишь прочитать статью…

От сортировки до электробусов или Экологический пробег на Уроке с газетой в Школе № 1512  От сортировки до электробусов или Экологический пробег на Уроке с газетой в Школе № 1512  От сортировки до электробусов или Экологический пробег на Уроке с газетой в Школе № 1512 

 

 

Рекомендации