https://pixabay.com/ru

Вспомнить все. Даже то, чего и не было

  • Екатерина Бруй
  • 17.04.2019

Задумывались ли вы о том, что не все ваши воспоминания абсолютно правдивы, что не все было так, как вы запомнили? Обвиняли ли вас во лжи, когда вы уверены, что говорите правду о прошлом? Таким казусам есть объяснение — ошибки памяти. Юнкор «ВМ» узнала это на лекции из цикла «Университетские субботы», которая прошла в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Ее провел Максим Морозов, преподаватель кафедры общей психологи.

Наша память только кажется простой. У нее есть четыре функции: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Часто мы даже не задумываемся, что, пока воспоминания хранятся в памяти, мы постепенно забываем их детали, иногда дополняем другими, а порой и смешиваем разные события.

— Более того, мы часто изменяем воспоминания, придавая им форму, подходящую для нас, используем опыт, чтобы ненамеренно исказить то, что помним. Этому есть масса примеров, вы найдете их сами, если проанализируете все, что находится в вашей памяти, — сообщил профессор, и в аудитории повисла загадочная тишина — все погрузились в раздумья.

Для меня было открытием, что наша память опирается на опыт, который мы получили ранее. И это, по словам лектора, абсолютно нормально: человек всегда сравнивает то, что было с тем, что есть. А когда детали забываются, наш мозг восполняет их с помощью того, что уже знал. Самое удивительное, что для нас это не будет ложью — уж мы-то уверены в том, что помним! Но другие участники тех же событий могут помнить иначе. Так появляются лжевоспоминания.

Но и это еще не все. Оказывается, ложные воспоминания нам могут внедрять и другие люди. Им нужно всего лишь «напомнить» о событии, не забыв употребить ключевые слова, наводящие предложения. Так можно вспомнить событие, в котором вы не участвовали.

— Психологи из разных стран проводили эксперименты, в ходе которых выясняли возможности памяти человека, — рассказывает лектор. — Разных людей просили вспомнить, как они в детстве отравились огурцами или потерялись в магазине, хотя этого не было. Получая наводящие предложения, 25–30 процентов участников эксперимента вспомнили эти события, хотя и признали, что на самом-то деле их не было.

Ложные воспоминания влияют и на поведение человека. К примеру, зная, что отравился в детстве огурцами, в будущем, скорее всего, ты не будешь есть огурцы. Мы слушали открыв рты, хотя, казалось бы, ничего революционного нам не сообщили — все это ученым давно известно. Но нам, обычным школьникам, большинство из которых раньше и не задумывалось о возможности таких игр разума, все эти сбои и особенности памяти казались невозможными. «Добило» же нас утверждение, что даже то, как эмоционально окрашен вопрос, может повлиять на ответ человека. А это значит, что все, что мы запоминаем, зависит не только и не столько от нас самих, сколько от окружающих нас людей и вещей. Перебирая после лекции свои детские воспоминания, я тоже обнаружила пару несостыковок с реальностью. И чему же верить?

Рекомендации