https://pixabay.com/ru

Вокруг звука: от воскового цилиндра до флешки

  • Глеб Бугров
  • 9.04.2019

Первая звукозапись — французская народная песня «Лунный свет» — была сделана 9 апреля 1860 года при помощи фоноавтографа. Юнкор «ВМ» разбирался в истории записи музыки.

Молодежи сегодня сложно представить свой день без музыки: она сопровождает нас в дороге, во время занятий спортом, кто-то даже учится, не вынимая наушников из ушей. И лишь единицы ходят на концерты. Однако сто лет назад мало кто мог позволить себе послушать любимую песню не в живом исполнении.

О том, какой путь прошла музыка от концертных залов до наших карманов, рассказала хранитель Российского национального музея музыки Екатерина Кручинова.

На фоне своих потомков изобретенные Томасом Эдисоном в 1877 году фонографы — первые в мире аппараты для записи и воспроизведения звука — не производят сильного впечатления: грубоватые деревянные ящики-основания с торчащей из них трубой-рупором. Да и длина одной мелодии не может быть больше минуты.

— В фонографах в качестве карточек памяти использовались восковые цилиндры, — объясняет Екатерина. — Они вставлялись в аппарат, включался режим записи, и тонкая игла чертила на воске линию, меняя силу нажима. В режиме воспроизведения в зависимости от глубины этой линии и менялся звук. Но Эдисон хотел сделать проигрыватель компактным, так что цилиндры были примерно с ладонь. Это стало проблемой: записать ничего толком на воске нельзя, мало места, сделать аппарат больше — он станет громоздким.

У публики интереса фонограф не вызвал, и об идее «переносных оркестров» забыли.

Вспомнили о звукозаписи только спустя десять лет, когда в 1887 году немецкий инженер Эмлем Берлинер патентует… грампластинку. Вот только в позапрошлом веке о виниле речи еще не шло: тяжелые, весом до килограмма, цинковые круги больше напоминали блины для штанги, но зато на них можно было записать мелодию и копировать ее с одной пластинки на другую.

— Специально для своего патента Берлинер разрабатывает и граммофон, который сразу запускает в массовое производство, — рассказывает Екатерина. — И если Эдисон, не получивший одобрения с фонографом, от дальнейшего развития проекта отказался, то немецкий изобретатель даже после успеха на достигнутом не остановился: для граммофонов создается миниатюрный двигатель для вращения пластинок. Да и их вскоре начали производить из шеллака, что сильно их облегчило.

Но успех Берлинера объясняется не только техническими достижениями его компании: музыка, музыка и еще раз музыка, вот чем он завлекал покупателей. Например, представляя граммофон в России, он встретился с Федором Шаляпиным и уговорил его спеть на запись. Думаю, говорить о том, что в тот вечер у него скупили все аппараты с пластинками, не стоит.

После граммофона наступило долгое затишье — пока в 1950-х годах не появились магнитные кассеты с тонкой стальной лентой в качестве носителя информации. Больше всего новшеством заинтересовались японские инженеры компании Sony, начав собственную работу с магнитными лентами. И в 1979 году Sony выпускает в продажу кассетный плеер Walkman, который считают чуть ли не символом того времени.

Но сегодня даже «кассетники», еще 20 лет назад бывшие обязательным атрибутом любого «продвинутого» подростка, воспринимаются как музейные экспонаты — теперь музыку можно послушать онлайн. Даже Шаляпина.

СПРАВКА

На самом деле первым в мире звукозаписывающим устройством был фоноавтограф, изобретенный в 1857 году Эдуар-Леоном Скоттом де Мартенвилем. Устройство состояло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой, и позволяло отображать звуковые колебания, однако не предлагало способа их воспроизведения. Первая запись длилась 10 секунд. Народную песенку напевал сам автор изобретения. В дальнейшем конструкция фоноавтографа была взята за основу для создания фонографа и граммофона.

Рекомендации