В Государственном Дарвиновском музее прошел фестиваль науки, на котором юнкор «ВМ» узнал, почему некоторые птицы не вьют гнезда, как большинство пернатых, а роют норы, подобно млекопитающим.
Фестиваль был посвящен теме «Эволюция сегодня» и приурочен к 210-летию выдающегося ученого Чарльза Дарвина. Здесь было много интересных мероприятий: мастер-классы, презентация фильма о городских воронах и интерактивный «аватар» неандертальца. Но в центре моего внимания была лекция о том, как эволюция загнала птиц в норы и что из этого вышло. Сначала доктор биологических наук, профессор Любовь Васильевна Маловичко рассказала об экологической классификации птиц. На самом деле классификаций несколько: по образу жизни, питанию, гнездованию. Мы подробно остановились на ракшеобразных — отряде птиц-норников, включающем 10 семейств и 194 вида.
— Некоторые ракшеобразные сами изготавливают довольно глубокие и сложные норы, к ним относятся щурки, зимородки, сизоворонки и другие птицы, получившие название активные норники. Пассивные же занимают чужие норы, например удоды, каменки, скворцы, — объясняет лектор.
Например, нора у зимородка бывает глубиной около метра — все зависит от грунта! Примечательно, что если на пути птички встречается препятствие (корень или какой-то предмет), она не обходит его, а бросает и начинает заново. Расположена нора горизонтально, иногда немного поднимается вверх. В конце расширяется — там находится кладка. Яйца эти птицы откладывают прямо на землю, иногда — на редкую подстилку из травы.
Потом мы узнали о семействе ласточковых. В нем представлено огромное количество видов, но норниками являются только береговые ласточки, в простонародье их называют очень ласково — береговушками. Помните отвесные склоны берегов, которые, словно сито, все в дырочках, а рядом стайками вьются небольшие птички? Да-да, это они. Те самые береговые ласточки.
Интересно, что у норников развито полипноэ (частое поверхностное дыхание), увеличен эмбриональный и постэмбриональный пери од (замедленное развитие) птенцов, что обуславливается жизнью под землей. Любовь Васильевна обратила особое внимание на то, что надо трепетно относиться к братьям нашим меньшим. Так как порой по вине человека оказываются уничтожены десятки особей и даже целые колонии. Например, при добывании песка. Ольга Безрукова с детьми приехала в Дарвиновский музей из Санкт-Петербурга и осталась очень довольна.
— Мы узнали для себя много нового, лекция действительно слушалась на одном дыхании, — поделилась впечатлениями петербурженка. — Я думаю, что для детей это была не менее полезная информация. Детишки на мой вопрос, понравилось ли, дружно крикнули бодрое «Да!». Я считаю, что счастливые дети и родители — главный показатель того, что лекция была интересной и полезной!