В гости к юным корреспондентам «Вечерней Москвы» пришел первый заместитель главного редактора «Российской газеты» Юрий Лепский, чтобы рассказать о секретах профессии. Оказывается, успех материала у читателей во многом зависит от того, какой заголовок ты к нему придумаешь.
Юрий Михайлович Лепский уверен: заголовок обязательно должен «цеплять» читателя. За последние 15 лет конкуренция в журналистике возросла. В советские годы число газетных страниц редко было больше четырех, поэтому был шанс, что твой материал прочитают. Сегодня издания по 12, а то и 20 страниц — норма. Увеличилось и количество материалов в газете.
— Нужно привлечь аудиторию. А чем это сделать? Заголовком, конечно же! — говорит Лепский. — Он первым бросается в глаза, а если он яркий — заставляет задержать внимание на материале. А для этого заголовок должен предложить аудитории игру на ассоциации.
Мэтр приводит пример: в 90-х годах Америка начала в Персидском заливе операцию «Буря в пустыне», в результате которой был свергнут, а потом и казнен президент Ирака Саддам Хусейн. Какой заголовок подойдет для этой новости?
— Багдадский вор! — предлагает кто-то из юнкоров.
По мнению мастера, этот вариант лежит на поверхности, нет интриги, хотя именно его выбрали многие издания.
А вот «Багдадский war» — именно под таким заголовком вышла эта новость в «Российской газете» — совсем другое дело. Слово «война» на английском произносится так же, как и русское «вор». И читателю обязательно захочется узнать, что это за war такой.
— Другая история, — продолжает Лепский. — Нужно было озаглавить заметку о директоре завода, пропойце, распродавшем казенное имущество.
Я задумался: какие слова в новости главные? «Директор», «завод», «пропил»… «Пропил» созвучно с «пропел»… И вспомнилась старая песня «Пропел гудок заводской». Заменил одно слово на другое, и вышла заметка с заголовком — «Пропил гудок заводской».
Рассказал Лепский, как писать заголовки не стоит: дурно смотрятся аббревиатуры и пошлость.
— Пошлость — это то, что пошло по рукам, — объясняет он. — «Волшебно», «на самом деле» — эти слова так затерли, что их даже клише не назовешь. Чтобы придумать заголовок, журналист должен быть хорошим читателем, которому знакома классическая и современная литература.
Сам Лепский — поклонник творчества Иосифа Бродского. И советует обязательно прочитать его «Полторы комнаты». К слову, у Юрия Михайловича эссеистика Бродского — настольная книга.
А на волнующий всех начинающих журналистов вопрос, есть ли у этой профессии будущее, учитывая стремительно растущую популярность блогерства, первый заместитель главного редактора главной газеты страны ответил кратко и абсолютно уверено:
— Конечно, есть!