Эскиз декорации к спектаклю Георга Кайзера «Газ»/Юрий Анненков (1922 год)

Полотна, на которых оживают предметы

  • Наталия Горбачева
  • 10.03.2020

В Музей русского импрессионизма нагрянула революция. К счастью, конечно, закованная в картинные рамы. На ней побывал и наш юнкор.

Выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» точно передает напряжение того времени — сотрясение в каждом мазке и каждой линии. Юрий Анненков, как и его время, был разным: живописец, портретист, иллюстратор книг, график — кажется, он старался запечатлеть настроения во всех возможных формах, используя при этом, как отмечал Евгений Замятин, «минимум линий». Ходишь, рассматриваешь штрихи, вчитываешься в каждую извилистую, вдумываешься в каждый сочный и кричащий мазок. Некоторые зарисовки можно потрогать: под картинами на старой бумаге представлены небольшие макеты, позволяющие прикоснуться к тоненьким засечкам и виляющим змейкам-линиям.

Чувствуешь лучше, как автор думал, как вел линию, как ощущал. Но вот еще что цепляет: картины здесь можно не только рассмотреть и «потрогать», но и почувствовать. Вы когда-нибудь задумывались о том, как пахнет история, как пахнет картина?

— Зачастую наши выставки сопровождаются подобными дополнениями. Запахи, думаю, помогают намного лучше почувствовать как выставку, так и время в целом. Ведь целью является передача ароматов не столько конкретных лиц, сколько эпохи, — рассказали нам в музее. — Под небольшими стеклянными колпачками, рядом с портретами своих хозяев, живут ароматы. Вот грустный, голубоватый, слегка томный и уставший — его так любила Анна Ахматова, а тут прямой, современный, самодостаточный и, кажется, с таким же уверенным взглядом, как и сам Михаил Бабенчиков. А вот портрет Георгия Иванова. Слегка высокомерен, с сигарой во рту — если вы попробуете закрыть глаза и вдохнуть аромат, то, вероятнее всего, перед вами предстанет старый клуб, где в прокуренном зале веселая публика и задумчивые барды растворяются в свете желтых абажуров.

Рассматривая портреты современников Анненкова, начинаешь с собой игру: подходишь, например, к изображению Айседоры Дункан, прозрачному, наполненному сожалением, с практически полностью закрашенными чернилами глазами и пустыми линиями тела — пытаешься угадать аромат. Он, думается, веет ностальгией и старыми улицами. Так и есть.

В каждом потрете, взгляде, линии — судьба не одного человека. И в каждом лице, будь оно веселое, спокойное, пустое — присутствуют едва заметные грусть и страх.

Анненков — настоящий революционер искусства. Он начал работать с текстурой, краска на его полотнах оживает, превращается в обивку стула, в дождь на площади Сан-Марко, да и во всем другом вырывается, начинает плясать, рушить привычную форму, выражать что-то большее, чем просто цвет. Выставка получилась под стать автору. Такая же революционная, новаторская, она не боится быть не похожей на стандарт, не боится выражать себя в полной мере.

— Уж как много я хожу по музеям, но такого разнообразия в плане интерпретаций одного и того же произведения я не встречала. Для меня очень важно понять картину, узнать о ней как можно больше, и сегодня мне в этом помогли не только описания, но и сопутствующие детали, — рассказывает посетительница выставки Екатерина.

Здесь слилось все, поэтому почувствовать настроения, сам характер Анненкова и на короткое время переместиться в прошлое, содрогнуться, восхититься и вернуться в настоящее можно, просто зайдя в дверь так точно инсценированной революции.

Рекомендации