Куратор Ксения Рашковская, ФОТО: Александр Кожохин

Музыка домашнего салона

  • Юлия Комарова
  • 10.02.2020

23 января в Музее Тропинина открылась выставка «Гостеприимство муз. Домашний салон Москвы XIX века». Наш юнкор сходила на реконструкцию музыкального салона XIX века и почувствовала себя светской дамой.

В наши дни жители городов, погрязнув в работе, домашних обязанностях и других заботах, все реже выбираются в гости, в отличие от дворян XIX века. В то время даже существовал особый вид досуга — домашний салон, посетители которого могли насладиться музыкой, прочитать книгу или просто приятно побеседовать в домашней обстановке.

Снежным вечером я спешу в небольшой особняк музея В. А. Тропинина, где воссоздали музыкальный салон пушкинского времени — даже гитариста пригласили. В этот момент невольно представляю себя благородной барышней XIX века, спешащей прикоснуться к возвышенному, разве что к салону меня вместо извозчика подвозит таксист.

До открытия все детали вечера держатся в тайне, и на все мои вопросы директор музея, экскурсоводы и даже женщины-смотрительницы лишь загадочно улыбаются и отвечают: «Сами все увидите!» Так что мне остается лишь неторопливо рассматривать основную экспозицию музея — картины В. А. Тропинина, среди которых есть и знаменитые «Кружевница» и «Девушка с горшком роз». Но наконец двери открываются, и гости вслед за директором проходят внутрь домашнего салона.

Это оказалась небольшая, но уютная комната, где, помимо старинной деревянной мебели, стояла позолоченная арфа и украшенное резными узорами деревянное фортепиано, на котором играл композитор А. Н. Скрябин.

— Обставляя салон, мы старались подбирать мебель так, чтобы на ней были элементы в виде музыкальных инструментов. Таких деталей набралось много, попробуйте все их найти, — говорит куратор выставки Ксения Рашковская.

При этих словах мне хочется внимательно осмотреть комнату и обнаружить даже самое маленькое изображение музыкального инструмента. Но, увы, ни одна такая деталь в глаза не бросилась. К тому же до нас неожиданно доносится еле слышный перебор гитарных струн — это музыкант готовится к выступлению. Конечно, едва заслышав музыку, посетители выставки уже не могут оставаться равнодушными — ищут невидимого гитариста и прислушиваются к звукам.

В репертуаре гитариста в основном лирические испанские мелодии — тут и музыка испанского танца Малагенья, и пьеса «Воспоминание об Альгамбре» виртуоза Франциско Таррега. По этому можно догадаться, что в XIX веке западноевропейские мотивы пользовались популярностью у русского светского общества. После музыкальной части нас пригласили на экскурсию в зал, где висит главный экспонат выставки — картина В. А. Тропинина «Гитарист».

— Это полотно прибыло в наш музей из Третьяковской галереи. До этого оно лишь дважды покидало музей. Всего же Тропинин рисовал около семи версий своего «Гитариста», и самый первый такой портрет был безвозвратно утерян, — рассказывает директор выставки Ольга Журавлева.

Но в зале и без утерянного гитариста нет недостатка в изображениях людей с музыкальными инструментами. Рядом с главным экспонатом висят портреты еще одного гитариста, гитаристки, композитора А. Ф. Львова со скрипкой и даже картина, изображавшая мужчину с лютней.

Однако меня все еще мучил вопрос — сколько же музыкальных инструментов изображено на мебели в салоне. Поэтому после экскурсии я вернулась и еще раз осмотрела эту комнату. В итоге у меня получилось найти восемь таких предметов — позолоченная лира на раме зеркала, резная арфа на передней части пианино и шесть инструментов у девушек-музыкантов на арфе. А сколько музыкальных инструментов сумеете сосчитать вы? Еще успеете — выставка работает до 12 апреля.  

Рекомендации