Студентка Валентина Козлова прилежно выписывает на льняной ткани цветочный орнамент. Изображение святых образов ей доверят еще не скоро, ФОТО: Анна Коханова

Искусство иконописи требует от художников соблюдения канонов и долгих лет практики

  • Анна Коханова
  • 26.11.2019

Всему миру известны имена Феофана Грека и Андрея Рублева — мастеров иконописи.

Именно русские иконы стали вершиной не только отечественного искусства, но и мировой культуры. На мастер-классе по иконописи, который прошел в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в рамках «Университетских суббот», юнкор «Вечерней Москвы» смог заглянуть за завесу тайны этого мастерства. Стены светлой мастерской с высокими потолками украшают работы выпускников. Это копии творений великих мастеров, выполненные на впечатляющих своими масштабами форматах. Во всех иконах использовано натуральное золото, которое при дневном свете приобретает завораживающее сияние.

— Иконопись появилась на Руси в конце Х века. Она пришла к нам из Византии. Русские иконописцы заимствовали технические приемы у греков, — погружает в историю лектор и художник-иконописец Марина Бережная. Современные мастера в своих работах используют те же приемы, что и их предшественники. В качестве основы чаще всего используется липа. Первым делом из дерева вырезают ковчег — углубление на лицевой стороне доски. Это место для будущего изображения. Затем на поверхность клеят хлопчатую или льняную ткань, которая выступает в роли холста. Это своего рода подстраховка, ведь если дерево потрескается, то изображение не пострадает. Далее холст грунтуют и высушивают, после чего приступают к работе.

Особый этап — подготовка красок. В классической иконописи используется темпера, которую мастера и студенты изготавливают сами. Пробуем развести краску самостоятельно. На палитру выкладываем пигмент красного цвета, добавляем яичный желток. Теперь нужно сделать массу однородной. Используем приспособление для растирания краски — курант. Под ним слышим хруст — это размельчаются песчинки пигмента. Такие краски хранятся не больше недели, но именно натуральные ингредиенты позволят иконе сохранять первоначальный облик многие века.

Наконец, мы приступаем к работе, аккуратно выводя кистью буквы древнерусского алфавита на листе плотной бумаги. Но до того как нам дадут взяться за настоящую икону, предстоит долгий и кропотливый процесс обучения. Студенты начинают свою работу с написания растительных орнаментов, деталей. Изготовление иконы — сложное ремесло, которое требует большой аккуратности и усидчивости.

— Существуют определенные каноны, которые не должно нарушать. Икона — не просто художественное произведение. Каноны затрагивают не только технологию изготовления и художественную составляющую, но и подход к образу. Нужно понимать символическое значение, — рассказала Марина Бережная.

Рекомендации