Снимок «Сижу за окошком в темнице сырой… Крылатка» можно увидеть в на фестивале «Дикий подвод- ный мир» в Дарвиновском музее. Этот эффектный кадр получился совершенно неожиданно. Оксана Каменская

Хорошие снимки иногда получаются случайно

  • Полина Муслимова
  • 3.09.2019

В Дарвиновском музее открылся Фестиваль подводной фотографии. С Оксаной Каменской, одним из фотографов, пообщался юнкор «ВМ».

— Оксана, почему вы решили принять участие в фестивале «Дикий подводный мир»?

Проекту уже пять лет. Первый фестиваль задумал и организовал Дмитрий Виноградов, которого, к сожалению, больше нет с нами. Он пригласил всех известных ему подводных фотографов и предложил поучаствовать. Я была в их числе. С этого все и началось.

— В какой момент вы поняли, что фотографии для вас — не просто увлечение, а неотъемлемая часть жизни?

Когда впервые погрузилась под воду с «мыльницей». Поняла, что нужно что-то более серьезное, потому что хотелось показать захватывающие объемы и невероятные панорамы подводных пейзажей.

— Как проходила подготовка к первому погружению с фотоаппаратом?

Я связалась через интернет с понравившимся мне фотографом — с Мариной Кочетовой — и попросила ее совета. Она любезно рассказала, с чего следует начать, что нужно приобрести и какие знания получить. Потом мы провели с ней пару занятий в бассейне, где она учила практическим навыкам подводной съемки.

— Оксана, как считаете, нужно ли как-то настраиваться перед погружением?

— Я спокойно погружаюсь и под водой расслабляюсь. Волнение уходит, когда приобретаешь опыт. Жизнь под водой размеренная, умиротворенная. Бояться нечего. Особенно если с тобой хороший бадди (напарник). Даже если место погружения не представляет из себя ничего особенного, можно попробовать поэкспериментировать — поиграть со светом, с различными настройками камеры, с фоном.

— А кого в вас все-таки больше: дайвера или фотографа?

—  Скажу так: если бы я не фотографировала под водой, я бы, возможно, не погружалась.

— И у вас наверняка есть любимые места для съемок?

— Мне нравится в Эстонии. Есть там карьер Румму, в котором раньше находилась тюрьма. Заключенные в ней добывали доломит. Сейчас карьер затоплен, вода довольно прозрачная, хорошая видимость для наших широт. Меня привлекают интересные подводные пейзажи: деревья, которые остались на дне, затопленные или полузатопленные здания.

— В Дарвиновском музее выставлена ваша фотография «Сижу за окошком в темнице сырой… Крылатка». Расскажите, как удалось ее сделать.

Мы с моим бадди долго снимали внутри известного дайверам судна Giannis D, в машинном отделении. Там было много рыб, они кружились в воде, эта картина захватывала дух. Я увлеклась ими, а напарник — фотограф Андрей Сидоров — рядом снимал крылаток. Когда пора было возвращаться, я последовала за ним и уже на выходе обнаружила рыбку возле окошка. Так и получился этот снимок.

— А какой подводный житель впечатлил вас сильнее всего?

— Китовая акула, которую мы с мужем неожиданно увидели на Филиппинах полгода назад. Фотографировали кораллы и рифовую стену. И вдруг на глубине где-то 300 метров «пароход» (смеется) на меня идет. Детеныш, метров семь. Когда я повернулась и увидела его, у меня чуть регулятор не выпал изо рта от неожиданности, даже не успела перестроить вспышки на максимальный свет. Акула проплыла быстро, не обращая на нас никакого внимания.

— Оксана, как вы считаете, в чем секрет хорошего снимка?

Нужна неожиданная ситуация, если мы говорим о фауне. Если о статичных сооружениях, как корабли или гроты, надо работать со светом, находить ракурс, который раньше никто не видел. Очень сложная технически работа, один из секретов успеха которой — тщательно подготовиться к погружению на берегу.

— Для того чтобы стать профессиональным фотографом, нужен только талант или этому можно научиться?

Да, этому, безусловно, можно научиться. Существуют книги, которые помогут узнать многое о съемке. Проводятся различные мастер-классы. Если говорить о подводных фотографиях, для этого необходимо приобрести ряд важных навыков. Вы должны хорошо держать плавучесть и быть спокойным в любой ситуации. К тому же я считаю, что каждому, кто желает стать фотографом, необходимо иметь художественное «чутье» и уметь работать с композицией кадра — так что наличие таланта обязательно!

Рекомендации