Дома хорошо, но за партой — лучше

  • Наталья Медведева
  • 8.07.2020

Недавно в Министерстве просвещения России подтвердили, что начало учебного года не переносится. То есть 1 сентября школьники и студенты наконец-то переступят порог любимого учебного заведения. А это значит – конец дистанционному обучению, новому, опыту, который порадовал далеко не всех.

Для меня дистанционное обучение не стало полной неожиданностью. Наоборот, мы этого ждали, ведь нам каждый день нужно было добираться до университета на электричке, метро или автобусе, контактируя при этом с большим количеством людей.

В дистанционном обучении есть свои приятные моменты. Во-первых, атмосфера. Решая какие-то тесты, контрольные работы, не было волнения и ощущения скованности, ведь я находилась у себя дома. Во-вторых, распределение времени. Я сама выбирала, когда могу сделать любой из предметов, не было рамок в полтора часа, как это происходит на обычной паре. Каждый преподаватель составлял для нас задание и назначал срок сдачи. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы сделать и вовремя отправить это задание. На его выполнение отводилось несколько дней, что вполне меня устраивало. И в-третьих, для меня большим «плюсом» дистанционного обучения стало то, что в любой момент в течение дня я могла посвятить время чему-то другому, а не учебе. Смена деятельности позволяла лучше усваивать информацию. Например, во время просмотра лекций, которые записывались преподавателями заранее, можно было остановить запись и отдохнуть несколько минут. Таких перерывов не хватало при очном обучении, особенно под конец дня улавливать информацию на лекциях достаточно сложно из-за усталости.

– Дистанционные занятия — это новый опыт для большинства студентов, поэтому проводить занятия онлайн в Zoom было довольно интересно и необычно. Мне понравилось то, что можно присутствовать на занятии в неформальной обстановке (я живу в частном доме, поэтому у меня есть возможность заниматься на улице или в беседке), – рассказывает студентка МГУ Полина Головнина.

Безусловно, было проще заниматься в онлайн-режиме, так как количество онлайн-занятий небольшое. Возможность посоветоваться с одногруппниками по поводу каких-либо затруднений в заданиях тоже стала приятным моментом нашего обучения.

Для Александры Анисимовой, студентки Московского психолого-педагогического университета, дистанционное обучение также было интересным.

Мне понравилось то, что не надо тратить время на дорогу, ездить в транспорте каждое утро. Экономия времени большой «плюс». Так как я любитель опаздывать на пары, благодаря дистанционному обучению я «приходила» на пары вовремя, ведь для этого было достаточно в нужное время включить ноутбук или телефон. В перерывах появилась возможность позаниматься спортом (я, например, могла покачать пресс, выполнить бодрящие физические упражнения, растяжку), просто отдохнуть, например, полежав на кровати, или покушать, для этого нужно только дойти до кухни.

Однако даже при дистанционном обучении возникли свои трудности. Для меня самым неприятным моментом показалась техническая сторона. В период сессии, особенно в день какого-нибудь экзамена, нужно было следить за работой интернета, без которого невозможно отправить свой ответ. Резервный день не предусмотрен. Нет ответа на билет – неявка на экзамен, а следовательно, пересдача.

Технические заминки, например, не работает микрофон или камера, по мнению Саши, стали недостатком дистанционного обучения.

Техника неидеальна, но студенты и преподаватели шли навстречу друг другу, так как и те и другие оказались в нестандартных условиях. Самый главный недостаток — это отсутствие полноценного контакта, никакая камера и микрофоны не заменят живого общения. И это влияет на понимание и усвоение учебного материала. По словам преподавателей, для них это тоже стало проблемой. Очень не хватало зрительного и невербального контакта, а также обратной связи от студентов.

Еще одним немало важным критерием сложности дистанционного образования стало большое количество домашнего задания. Теперь всем студентам приходилось разбираться в изучаемом ими материале самостоятельно.

– Самым трудным для меня было разобраться в материале самостоятельно, особенно если это были семинары или лекции, по которым у нас не было онлайн-занятий с преподавателем. Сами задания приходили на почту, мы должны были их выполнить и отправить на почту преподавателю, или в случае с лекциями, которые нам присылали в электронном виде, я лично лучше воспринимаю информацию, когда слушаю преподавателя, его рассуждения и пометки, нежели просто читаю текст, – рассказывает Полина.

И последним, самым главным недостатком, стало то, что теперь нам приходилось сидеть перед компьютером почти целый день. Даже для человека с хорошим зрением это было испытание.

Целый день приходилось сидеть за компьютером и смотреть в экран. 4 пары в день — это 6 часов ты смотришь в экран, а после выполняешь домашние задания, делаешь презентации.

Глаза под конец дня были стеклянные и тяжелые. А нервная система опустошена. Спасали капли для глаз. Вот это, конечно, огромный недостаток дистанционного обучения, — делится своими впечатлениями Саша.

Несмотря на все «плюсы» и «минусы» дистанционного обучения оно никогда не заменит традиционные лекции в больших аудиториях и семинарские занятия с любимыми преподавателями. Это был действительно интересный опыт, который показал, что для получения знаний нет расстояния.

Рекомендации