Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Четыре вопроса перед картиной

  • Анна Коханова
  • 13.02.2019

Удовольствие от картин зависит далеко не от знания биографии художника, особенностей его письма или понимания стилей. Как же смотреть произведения искусства и понимать их, узнал юнкор «ВМ» на практикуме «Как получать удовольствие от искусства».

Аудитория сосредоточенно слушает лектора, ведь ответы на эти вопросы сегодня волнуют многих. В последнее время выставки той же Третьяковки вызывают настоящий ажиотаж.

— Есть система, состоящая из четырех вопросов, которая при взаимодействии с любым произведением искусства позволяет понимать автора, — уверяет Дарья Козлова, профессиональный художник-живописец. — Не важно, что вы будете смотреть: абстракцию, работу импрессиониста или реалиста.

Что происходит?

Разбираемся, какие действия совершают герои картины. Пробуем выяснить значение каждого изображенного персонажа, анализируем детали, в том числе те, которые изображены не на первом плане. Ведь каждый жест героев имеет какое-то важное значение, иначе художник изобразил бы по-другому.

В чем идея или тема?

Перефразируем вопрос — что имел в виду художник? Этот вопрос часто воспринимают как шутку, но на самом деле он имеет большое значение в понимании произведения. С какой целью художник написал произведение? Что он хотел показать зрителю?

Каким образом выражена идея?

Современное искусство, как и искусство эпох, давно ушедших, работает на образах. Темы всегда одинаковы: любовь, вечность, смерть и так далее. Художник не может создать новую тему, но он может показать старую с помощью своего уникального видения, образа. Вот к этим образам и следует присмотреться повнимательнее, поискать индивидуальные отличия.

Нравится ли вам то, что вы видите?

Этот вопрос, пожалуй, самый важный. И ответить на него нужно честно, не опираясь на имеющиеся знания, а прислушиваясь исключительно к своим эмоциям, чувствам. Это, может быть, иррационально, но искренне. Только после этого, советует эксперт, можно прочитать название картины и краткое описание, которыми в музеях сопровождаются все шедевры. Чтобы убедиться в действенности такой тактики, отправляйтесь в музей!

Рекомендации