Кольцевая линия метро празднует юбилей

  • Евгения Коробкова
  • 18.03.2014

Кольцевая линия метро празднует юбилей

Самая нужная линия метро отмечает юбилей. 60 лет назад под землей замкнули кольцо, объединившее 12 станций, каждая из которых — шедевр архитектуры.

Вообще-то, строить Кольцевую ветку не собирались. «Существует легенда о том, что Кольцевая линия появилась из чашки Сталина, — рассказал «Вечерке» по секрету москвовед Алексей Дедушкин, — когда инженеры принесли Сталину план метро на утверждение, он в это время попивал кофе.

Выслушав доклад, вождь ни с того ни с сего поставил чашку прямо в центр чертежа».

Инженеры ахнули. Но Иосиф Виссарионович как ни в чем не бывало поднял чашку и ткнул пальцем в оставшийся на бумаге круглый след.

— Видите? — поинтересовался он. — Вот так и постройте.

Но, по словам Константина Черкасского, директора Музея Московского метрополитена, это всего лишь миф.

— Строительство Кольцевой линии началось сразу после Великой Отечественной войны. Она была построена в рекордно короткие сроки, — рассказал нам замначальника пресс-службы метрополитена Павел Сухарников, — первые пассажиры прокатились по ней 1 января 1950 года. Правда, тогда линия была совсем не такой, как сейчас: ее еще не успели замкнуть и поэтому пассажиры ехали не по кольцу, а по букве «С»: от «Парка культуры» до «Курской»…

К счастью, сегодня Кольцевая линия метро такая, какой мы ее любим: не щербатая, с вайфаем и самая нужная в метро.

Ежедневно по ней катаются полмиллиона пассажиров! Объехать все ее станции «мы можем за каких-нибудь полчаса. И все это время можем непрерывно гордиться: ведь все здешние станции — шедевры архитектуры.

Почему Кольцевой так повезло — легко догадаться, если вспомнить, что почти все ее станции выходят на какой-нибудь вокзал. Вокзал — это ворота в столицу. А ворота должны быть красивыми.

— Главная тема станций метро Кольцевой — тема победы. Она показывает самые духоподъемные моменты в российской военной истории, — говорит Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры им. Щусева. По этому военному признаку станции легко отличить от любых других.

Например, на «Краснопресненской» мы увидим победу революции, на «Таганской» — славу русского оружия. Подвиг советского народа увековечен на «Белорусской»…

Но самое загадочное украшение, конечно, на «Киевской».

Если присмотреться к мозаике на стене, можно увидеть человека с ноутбуком и человека, разговаривающего по…

мобильному телефону.

Все бы ничего, но, как мы помним, Кольцевой — 60 лет.

И в те времена не было ни сотовых, ни ноутбуков! В марте праздник не только у Кольцевой, но и у всего метро в целом. Восемьдесят один год назад, 20 марта 1933 года, чиновники прежних лет подписали бумагу под названием «О строительстве метрополитена», которая теперь хранится в музее как очень важный документ, с которого все начиналось. После подписания документа на улицах Москвы появились люди, одетые в красивые темно-синие шинели, двубортные темно-синие костюмы, белые сорочки и черные галстуки.

— Кто это? — удивленно спрашивали друг друга москвичи.

— Метрополитеновцы! — с гордостью отвечал ктонибудь из более осведомленных.

Если бы мы катались на только что открытом метро, нам бы наверняка не понравилось. Подземного поезда приходилось ждать долго: по пять и десять минут. Вагонов в составе было всего четыре.

Неудивительно, что подземка в день перевозила всего двести тысяч пассажиров.

Это очень мало, если учитывать, что в наше время одна только Кольцевая ветка перевозит в два с половиной раза больше народу! Но и это еще не все неудобства: представьте себе, что в метро не было турникетов. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные — до «Сокольников», желтые — обратно.

На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Но тем не менее для москвичей тридцатых годов это было дивом дивным и чудом чудным.

И они ни за что не жаловались на метро, несмотря на уговоры органов, которые учиняли проверки «На что жалуется пассажир». И когда открывали метро, люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Кстати, имя самого первого человека, спустившегося в подземку, известно. Это Петр Латышев.

— На станции «Сокольники» я первым купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади, — говорил потом счастливчик.

По словам первого пассажира, один американский капиталист даже хотел выкупить у него билет, но Петр Латышев отказался: — Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет! Я его как святыню буду хранить, — говорил он.

Петр Латышев рассказывал эту историю много раз. Ведь поездка на метро стала одним из самых важных событий в его жизни.

А билет он не хранил всю жизнь, а передал в Музей Московского метрополитена, где на реликвию можно посмотреть любому желающему.

Рекомендации