Самая нужная линия метро отмечает юбилей. 60 лет назад под землей замкнули кольцо, объединившее 12 станций, каждая из которых — шедевр архитектуры.
Вообще-то, строить Кольцевую ветку не собирались. «Существует легенда о том, что Кольцевая линия появилась из чашки Сталина, — рассказал «Вечерке» по секрету москвовед Алексей Дедушкин, — когда инженеры принесли Сталину план метро на утверждение, он в это время попивал кофе.
Выслушав доклад, вождь ни с того ни с сего поставил чашку прямо в центр чертежа».
Инженеры ахнули. Но Иосиф Виссарионович как ни в чем не бывало поднял чашку и ткнул пальцем в оставшийся на бумаге круглый след.
— Видите? — поинтересовался он. — Вот так и постройте.
Но, по словам Константина Черкасского, директора Музея Московского метрополитена, это всего лишь миф.
— Строительство Кольцевой линии началось сразу после Великой Отечественной войны. Она была построена в рекордно короткие сроки, — рассказал нам замначальника пресс-службы метрополитена Павел Сухарников, — первые пассажиры прокатились по ней 1 января 1950 года. Правда, тогда линия была совсем не такой, как сейчас: ее еще не успели замкнуть и поэтому пассажиры ехали не по кольцу, а по букве «С»: от «Парка культуры» до «Курской»…
К счастью, сегодня Кольцевая линия метро такая, какой мы ее любим: не щербатая, с вайфаем и самая нужная в метро.
Ежедневно по ней катаются полмиллиона пассажиров! Объехать все ее станции «мы можем за каких-нибудь полчаса. И все это время можем непрерывно гордиться: ведь все здешние станции — шедевры архитектуры.
Почему Кольцевой так повезло — легко догадаться, если вспомнить, что почти все ее станции выходят на какой-нибудь вокзал. Вокзал — это ворота в столицу. А ворота должны быть красивыми.
— Главная тема станций метро Кольцевой — тема победы. Она показывает самые духоподъемные моменты в российской военной истории, — говорит Ирина Коробьина, директор Музея архитектуры им. Щусева. По этому военному признаку станции легко отличить от любых других.
Например, на «Краснопресненской» мы увидим победу революции, на «Таганской» — славу русского оружия. Подвиг советского народа увековечен на «Белорусской»…
Но самое загадочное украшение, конечно, на «Киевской».
Если присмотреться к мозаике на стене, можно увидеть человека с ноутбуком и человека, разговаривающего по…
мобильному телефону.
Все бы ничего, но, как мы помним, Кольцевой — 60 лет.
И в те времена не было ни сотовых, ни ноутбуков! В марте праздник не только у Кольцевой, но и у всего метро в целом. Восемьдесят один год назад, 20 марта 1933 года, чиновники прежних лет подписали бумагу под названием «О строительстве метрополитена», которая теперь хранится в музее как очень важный документ, с которого все начиналось. После подписания документа на улицах Москвы появились люди, одетые в красивые темно-синие шинели, двубортные темно-синие костюмы, белые сорочки и черные галстуки.
— Кто это? — удивленно спрашивали друг друга москвичи.
— Метрополитеновцы! — с гордостью отвечал ктонибудь из более осведомленных.
Если бы мы катались на только что открытом метро, нам бы наверняка не понравилось. Подземного поезда приходилось ждать долго: по пять и десять минут. Вагонов в составе было всего четыре.
Неудивительно, что подземка в день перевозила всего двести тысяч пассажиров.
Это очень мало, если учитывать, что в наше время одна только Кольцевая ветка перевозит в два с половиной раза больше народу! Но и это еще не все неудобства: представьте себе, что в метро не было турникетов. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные — до «Сокольников», желтые — обратно.
На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Но тем не менее для москвичей тридцатых годов это было дивом дивным и чудом чудным.
И они ни за что не жаловались на метро, несмотря на уговоры органов, которые учиняли проверки «На что жалуется пассажир». И когда открывали метро, люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Кстати, имя самого первого человека, спустившегося в подземку, известно. Это Петр Латышев.
— На станции «Сокольники» я первым купил у кассирши Васильевой билет № 1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади, — говорил потом счастливчик.
По словам первого пассажира, один американский капиталист даже хотел выкупить у него билет, но Петр Латышев отказался: — Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет! Я его как святыню буду хранить, — говорил он.
Петр Латышев рассказывал эту историю много раз. Ведь поездка на метро стала одним из самых важных событий в его жизни.
А билет он не хранил всю жизнь, а передал в Музей Московского метрополитена, где на реликвию можно посмотреть любому желающему.