Художник Павел Каплевич, получивший приз в номинации «Опера/работа режиссера» вместо Кирилла Серебренникова за спектакль «Чаадский» театра «Геликон-опера», во время XXIV церемонии вручения российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в Большом театре. Агенство Городских Новостей "Москва"

Важный соавтор режиссера

  • Анжелика Заозерская
  • 21.11.2018

Мало кто знает, что одним из главных соавторов режиссера в процессе создания спектакля является художник-постановщик. Мы это говорим не для того, чтобы потешить амбиции людей этой профессии, а потому, что именно творчество театральных художников вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. При этом сценографическое решение должно взаимодействовать с актерами-персонажами, а они с ним, а еще с музыкой, светом и так далее.

Такая удивительная особенность театра делает профессию театрального художника совершенно уникальной, поэтому стоит признать: не каждый художник или дизайнер может оформить спектакль. Ведь для создания тех же декораций современному специалисту необходимы навыки дизайнера, архитектора и конструктора: он одинаково профессионально должен уметь чертить и работать с технической документацией, разбираться в сценическом оборудовании, знать технологию изготовления декораций. Более того, будучи соавтором спектакля, сценограф должен разбираться в режиссуре, актерском мастерстве и знать классическую и современную драматургию.

— Для меня главное в творчестве, чтобы придуманное мною вызывало чувство радости, удивления и некоего открытия, — говорит художник Павел Каплевич, лауреат российских национальных премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Браво».

Сложность работы заключается в том, что сцена требует все укрупнять, делать ярче, масштабнее, ведь мелкие детали на сцене зритель не увидит. Поэтому при выборе необходимо иметь смелость взять цвет для интерьера ярче, чем ты бы сделал у себя дома, а предметы — крупнее.

Сцена ищет знаковости, силуэтов, цветовых сочетаний, необходимых пустот и нагрузок.

— Приходится много обсуждать, какие-то идеи предлагать, какие-то отвергать, — рассказывает Павел Каплевич. — Но это рабочие моменты. Моя сценография должна соответствовать материалу спектакля. В России, говорит Каплевич, работают замечательные художники-сценографы, например Сергей Бархин, чьи постановки обязательно стоит увидеть.

ГДЕ УЧАТ

Специальность «Художник по сценическому костюму»; «Художник-постановщик театра»; «Художник-постановщик в театре кукол» Вузы: Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХТ им. А. П. Чехова, Российский университет театрального искусства (ГИТИС).

Рекомендации