Заведующий труппой Театра на Таганке Сергей Трифонов делится секретами профессии. Алексей Орлов, "Вечерняя Москва"

Спектакль обязательно состоится

  • Виктория Филатова
  • 21.11.2018

Сергей Трифонов, заведующий труппой Театра на Таганке, отмахивается, мол, работа у него очень простая, хотя с этим многие бы поспорили, познакомившись поближе. А еще он уверен, что стыд перед зрителем — необходимое качество для этой должности.

— Сергей, чем вы занимаетесь, когда приходите на работу?

— Моя работа — сделать все, чтобы ежедневный спектакль состоялся, несмотря на массу причин, которые могут этому помешать. К примеру, артисты могут заболеть. Но каждый вечер я должен собрать пятнадцать человек, которые сыграют спектакль. Это только со стороны кажется, что в театре сидят люди, которые с нетерпением ждут возможности выйти на сцену. На самом деле театральные зарплаты не очень большие, и артисты стараются подработать, у них параллельно есть другие проекты, кино. Такая ситуация характерна для любого театра. Я с ужасом думаю, как работает заведующий труппой во МХАТе, где что ни артист — то звезда, у которой масса других проектов.

Как они-то ухитряются собрать спектакль каждый вечер? Притом что у нас Иванов может, к примеру, заменить Сидорова, но известны скандалы, когда вместо заявленной в афише звезды сериала вышел другой талантливый артист, в сериалах не замеченный. В общем, работа, с одной стороны, простая, с другой — сложная.

— А как вы, действующий актер театра, начали ею заниматься?

— Четыре года назад меня вызвал бывший директор театра и предложил эту должность.

— Были ли у вас какие-нибудь открытия за эти четыре года?

— Помню, как-то в студенческой компании мы сидели и рассуждали, каких людей взяли бы с собой, если бы вдруг пришлось лететь в космос. И мне было дико приятно, когда все сказали, что взяли бы меня! Когда ты артист, тебе хочется нравиться всем. А когда я стал заведующим труппой, то понял: от этой парадигмы придется отказаться. Среди шестидесяти человек актеров каждый по-своему видит справедливость. Иногда они разбиваются по компаниям. У одних — одно видение, у других — другое. Как водитель троллейбуса, который знает, как управлять государством, так и каждый артист точно знает, как будет честно. И поэтому быть хорошим у меня уже не получается не то что для большинства, но даже для одного человека. Но я отвечаю перед зрителем.

И в этой связи я всегда вспоминаю Юрия Петровича Любимова: «Люди, купившие билет в театр, живут так же трудно, как и мы. Они за свои деньги должны получить праздник. И их не интересует, почему Петров не хочет играть с Сидоровым». Очень многие вещи, которые я должен учитывать в своей работе, зрителя абсолютно не должны интересовать. И, возвращаясь к воспоминанию студенческих времен, я понимаю, что сегодня меня с собой в космос не взял бы никто. Но такова плата за работу, которой я занимаюсь.

— Каких навыков требует должность заведующего труппой?

— Управленческих в первую очередь. Но опыт театральный также должен быть, потому что коллектив, которым приходится управлять, специфический. Актеры все талантливые, все недооцененные, все ранимые, все хотят быть Гамлетами, в то время как нужны могильщики. Во-вторых, нужно любить театр. Мы живем во время, когда театры находятся в ситуации колоссальной конкуренции. В Москве сегодня более трех сотен театров! И каждый из них выпускает по 2–3 премьеры. И если в советское время, когда театров было десять, люди шли туда, куда удавалось достать билет, то сейчас, чтобы привлечь зрителя, нам каждый день приходится биться за качество своего спектакля. И третье — важно любить зрителя и испытывать стыд перед ним за то, что ты делаешь.

— То есть завтруппой обязан быть перфекционистом?

— Не совсем. Конечно, стремление к лучшему — это хорошо, но адекватный взгляд на вещи важнее. А он напрочь отметает перфекционизм. Есть масса причин, по которым лучшее невозможно, поэтому пусть будет хотя бы просто хорошо.

Но оценить это может только человек с театральным образованием. Поэтому должность эта довольно циничная: приходится с утра до вечера ругаться, чтобы вечером выйти с чувством меньшего стыда.

— Как вы оцениваете результат своих усилий?

— Ежедневное погружение в искусство, окрыляющее любого, кто попадает в театр работать, в какой-то момент становится рутиной. Но эту рутину зав труп пой должен делать хорошо. Не гениально, но хорошо, потому что отвечаем мы за это перед зрителем. Если вечером будет полный зал, не погаснет свет, не отключится звук, то я буду счастлив: значит, не зря приходил на работу и с кем-то ругался.

ГДЕ УЧАТ

Специальность «Театральный менеджмент» Вузы: ВШСИ (театральная школа Константина Райкина), МГИК (Московский государственный институт культуры), Школа-студия МХАТ, ГИТИС (Российский институт театрального искусства), ВГИК, ГИТР, МГПУ.

Рекомендации