Взрослые часто навязывают подросткам свое мнение. Но сейчас это не работает. Родителям нужно учиться чаще задавать детям вопросы и обсуждать проблемы, а не давить авторитетом, pixabay.com

Родители должны задавать больше вопросов

  • Дарья Завгородняя
  • 16.03.2020

Почему наши дети не похожи ни на одно из предыдущих поколений? Что происходит с авторитетом учителя? Почему подростки не слушаются родителей и агрессивны?

— Современные ребята отличаются от представителей предшествующих поколений в первую очередь тем, что они более осознанные, — рассказывает Наталья Сченснович, педагог, эксперт в области бесконфликтных коммуникаций. — Для детей сегодня важен смысл и значение всего, что с ними происходит, а также практическая применимость сведений и навыков, которые они приобретают.

Оттого, что дети не понимают, как им в дальнейшем использовать те или иные школьные знания, и происходят, как правило, столкновения учеников с учителями. Раньше дети не спрашивали, зачем им учить алгебру. Сейчас другая ситуация: «Зачем учить урок, если в жизни мне эти знания не пригодятся?» Этот вопрос задают все дети.

— Если двадцать лет назад дети еще безропотно доверяли свою судьбу взрослым, представители нынешнего юного поколения больше опираются на собственные желания и хотят принимать решения сами, — говорит Сченснович. — Такие ученики требуют от педагога большей психологической гибкости. Индивидуальный подход к обучению, о котором говорят давно, сегодня — единственно возможный.

Как считает наш эксперт, еще одна «сверхновая» причина конфликта «учитель — ребенок» — это утрата доверия к педагогу как к профессионалу:

— В «доцифровую» эпоху преподаватель являл собой непререкаемый авторитет, он был уникальным источником знаний. Получение любой информации было связано с дополнительными усилиями. Нужно было идти в библиотеку, записываться в научный клуб либо как минимум — листать энциклопедию.

А теперь мало того что любые сведения можно получить за считаные минуты, так еще и «упакованы» они ярко, интересно — гораздо увлекательнее, чем на традиционном школьном уроке.

— Слушать учителя, механически пересказывающего учебник, дети уже не будут, — говорит педагог. — Возникает вопрос, за что уважать наставника, если все, что он говорит, можно «нагуглить».

Поэтому учителям необходимо максимально расширять свою компетентность, уметь выходить за рамки учебника. Хочется сказать учителям: интернет вам не соперник, который вредит учебному процессу, а лучший помощник. Путешествуя по всемирной сети, учитель, в отличие от школьника, сумеет отличить достоверную информацию от фейка и серьезные источники от сомнительных.

— Сейчас многие говорят о том, что у нас выросло «поколение неудобных детей», — рассказывает Наталья Сченснович. — Они задают нам такие вопросы, на которые ответить очень трудно, иногда кажется — невозможно. Но отвечать нужно, чтобы сохранить авторитет.

По этой причине сейчас очень актуален запрос на новые форматы общения с детьми, например, на проектное обучение: учитель работает над каким-то проектом вместе с учениками, одновременно и обучая их, и создавая атмосферу доверия. Но пока до такой идиллии далеко.

— Взрослые — и учителя, и родители, — считает эксперт, — привыкли общаться с детьми, навязывая им свои представления о благе: «Я старший, я буду причинять тебе добро, а свое мнение оставь при себе». Эта «принудительная коммуникация» больше не работает: вместо того чтобы покориться, подростки замыкаются, закрываются и даже не делают вид, что слушают. Если мы хотим общаться, а не ссориться, стиль нужно поменять. Мы помним, что это поколение «осмысленных» детей, оно осознает свои цели. Поэтому первый шаг к предупреждению конфликта — выяснить, какие цели у ребенка.

— В детско-родительских отношениях тоже появились новые «острые углы», — говорит педагог. — Часто мам и пап пугают перспективы, которые выбирает их чадо. Например, профессии, которые мы считаем никчемными, в которых, как нам кажется, дети не будут успешными. Однажды ко мне на консультацию пришла мама, у которой сын заявил, что хочет стать блогером. Ее реакция: «Что это за чепуха?!» Пришлось убеждать ее, что «странный» выбор ребенка — это повод, чтобы начать налаживать коммуникацию, интересоваться ребенком, а не давать оценку и ужасаться.

Нам стоит признать, что сегодня мы не можем угадать, какие профессии будут успешными через десять и двадцать лет. Опыт больше не помогает прогнозировать, ситуация слишком быстро меняется. Взрослым придется воспитывать у себя сократовское смирение: «Я знаю, что ничего не знаю о будущем», во всяком случае, знаю не больше, чем мой ребенок. Еще один опасный подводный камень: шаблоны воспитания детей, которые идут из глубины веков и настолько укоренились, что мы их не замечаем. Именно стереотипы не позволяют нам смотреть на вещи трезво. Например, при всем обилии психологической литературы по сей день встречаются родители, которые рассуждают так: «Меня отец лупил солдатским ремнем, я же человеком вырос», — поэтому и с собственным ребенком можно не церемониться. Бывает другая разновидность стереотипов: мама настолько тревожится о будущем ребенка, что старается запихнуть его во все кружки, секции и прочие «развивашки». Но масса знаний и умений не обеспечат ребенку устойчивое положение в будущем, только создадут кашу в голове — в настоящем.

Чтобы дети росли гармоничными и неагрессивными, взрослым нужно больше задавать им вопросов, нацеленных на выявление смыслов — о ценностях, о целях. Так вы и сами больше узнаете о ребенке, и поможете ему осмыслить свои планы. Важно помнить, что большая ошибка — обесценивать детей. Бесконфликтное общение — безоценочное. Взрослым надо уметь вовремя закрыть рот.  

Рекомендации