Лаборатория виртуальной и дополненной реальности . Элина Масимова, «Вечерняя Москва»

Ремесло устаревает, но умный сотрудник всегда будет нужен

  • Никита Миронов
  • 6.05.2019

Выбирая профессию, оцените ее перспективы через 10–15 лет, советует эксперт рынка труда, доктор экономических наук, бывший первый заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения г. Москвы Владимир Рожков.

— Профессии постоянно уходят, их вытесняют технологии, — поясняет Владимир Дмитриевич. — Исчезли, например, многие полиграфические специальности — скажем, линотиписта, набиравшего в типографии тексты. Сейчас в это трудно поверить, но постепенно уходит в прошлое профессия бухгалтера.

Специальный софт позволяет новичкам быстро справиться с базовыми операциями по аудиту и бухгалтерскому учету. В будущем компьютерные программы смогут полностью заменить людей.

— Очень престижной в свое время была профессия сметчика — специалиста, который составлял сметы проектов, например строительных, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Хороших сметчиков перекупали, предлагая более высокую зарплату и льготы. А сейчас задачи, выполняемые специалистами этой профессии, полностью переходят к интеллектуальным программам.

Объем данных и их сложность возрастают, человеку становится тяжело быстро и качественно обрабатывать подобный поток информации. В ближайшие 5–7 лет, как считают эксперты, число сметчиков будет резко снижаться. При этом их задачи будут сводиться к оперативному обслуживанию интеллектуальных программ и систем, проводящих расчет смет.

— На самом деле многие профессии совсем уж не исчезают. Просто они изменяются до неузнаваемости, — поясняет Кудрявцев. — Так, сейчас пилот гражданского самолета — это не летчик, а скорее оператор компьютера, который самолетом управляет. Его задача лишь следить за работой компьютера, который, фактически, все делает сам.

Еще один пример такой быстро меняющейся профессии — менеджер по кредитам. Уже сегодня во многих банках можно подавать заявки на оформление кредита онлайн. В будущем специальные компьютерные программы будут принимать решения о выдаче кредита, запрашивая информацию о потенциальном клиенте в базах big data. Но контролировать процесс все равно будет человек. Просто его работа будет сильно отличаться от нынешней.

pendik escort
maltepe escort
kurtköy eskort

— Если вы выбираете такую «архаичную» профессию, как, скажем, менеджер в сфере тур индустрии, будьте готовы к тому, что в какой-то момент, причем довольно скоро, вам придется переучиваться, — советует Владимир Рожков. — Да, пока еще есть люди, которые приходят в турагентства и покупают туры у менеджера. Но с развитием интернета — тех же сайтов бронирования отелей и сайтов, на которых можно купить авиабилеты со скидкой, — надобность в турменеджере в его сегодняшнем виде отпадет. Появится профессия консультанта по разным туристическим направлениям. Поэтому очень важная задача для подростка — не просто выбрать перспективную профессию, но и быть морально готовым к постоянному обновлению своих навыков. Время идет так быстро, что сегодняшние умения могут быть совершенно не нужны завтра. Так что учитесь учиться! Если хотите быть успешными, вам придется делать это буквально всю жизнь.

Прежде всего, по мнению экспертов, стоит отрабатывать навык эффективного общения с людьми.

— Простой пример — юрисконсульт, — рассказывает Виктор Кудрявцев. — Имея в кармане смартфон, можно получить ответ практически на любой юридический вопрос. Даже если вы не найдете ссылку на закон, есть онлайн-консультанты. Но люди к юрисконсультантам все равно идут, причем не ветхие старушки, а вполне современные и продвинутые. Потому что людям важно личное общение — раз и личный опыт человека — два. Ведь законы — это одно, а реальное правоприменение — уже другое.

То же самое, как пояснил эксперт, касается риелторской деятельности. Купить или продать недвижимость, изучив вопрос в интернете, в принципе сегодня может любой.

— Но люди все равно идут к риелтору, потому что это опыт и связи. Копите то и другое, и всегда будете востребованы! — советует Виктор Кудрявцев.

Также эксперт рекомендует овладевать в рамках будущей профессии всеми новыми технологиями.

— Ну вот, казалось бы, официант — что тут сложного. Но если он научился пользоваться компьютером-наладонником, то время приема заказа уменьшается в пять раз.

В среднем с пяти минут до минуты. Это значит, что официант быстрее клиента обслужит и наверняка получит больше чаевых за хорошую работу. Почему? Потому что он вовремя овладел современной технологией. Вывод: в любой профессии нужно учиться работать с людьми и новой техникой. Тогда вы всегда останетесь на плаву.

Рекомендации