Новорожденные детеныши и только что вылупившиеся птенцы ряда животных и птиц воспринимают в качестве родителя то живое существо, которое увидят, впервые открыв глаза, pixabay.com

Удивительное путешествие Тома с дикими гусями

  • Артем Чубар
  • 3.02.2020

Ребенком я был страшно увлечен сказочной повестью Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Я одновременно был влюблен и в книжку замечательной шведской писательницы, и в мультфильм «Заколдованный мальчик», сделанный по мотивам этой сказки Александрой Снежко-Блоцкой и Владимиром Полковниковым.

Не знаю, испытывали ли, будучи детьми, схожие впечатления орнитолог Кристиан Муллек и режиссер Николя Ванье. Не исключаю, что могли. Во всяком случае, картина «Расправь крылья», которую Ванье снял, оттолкнувшись от реальной истории из биографии Муллека, едва ли ни с первых минут просмотра мягко и незаметно опрокинула меня в то самое детское ощущение влюбленности в чудо.

В 1995 году Кристиан Мулек на сверхлегком дельтаплане собственной конструкции возглавил перелет стаи из трех десятков белолобых гусей из Швеции в Германию. И стал первым человеком, которому это удалось.

Судьбой некоторых видов диких гусей, оказавшихся под угрозой исчезновения из-за техногенных факторов и массовых отстрелов в период охотничьего сезона, французский орнитолог озаботился в 80-е годы ХХ столетия. И прежде чем решиться на смелый эксперимент, Муллек потратил несколько лет на серьезную научную подготовку. В частности, его консультировал сам Конрад Лоренц — всемирно известный зоолог и зоопсихолог, один из отцов-основателей этологии, новой дисциплины, изучающей поведение животных.

Как раз таки у Лоренца Муллек позаимствовал идею импринтинга. Суть ее (специально для тех, кто прогуливал в школе биологию или тупил на уроке в телефон) такова: новорожденные детеныши и только что вылупившиеся птенцы ряда животных и птиц воспринимают в качестве родителя то живое существо, которое увидят, впервые открыв глаза.

Именно этот метод использует один из главных героев фильма Ванье — орнитолог Кристиан: он фактически становится отцом для своих пернатых питомцев, сопровождающим их с того момента, как они вылупляются из яйца, и до того, как повзрослевшие птицы становятся на крыло.

И этот уникальный опыт он передает своему 14-летнему сыну Тома — типичному подростку, который вырос в предельно урбанизированной среде большого города и оказался вдруг в почти первобытных (на его, Тома, взгляд) условиях глухой провинциальной деревушки.

Картина «Расправь крылья» — о том, как взрослеют дети, если им повезет. В том числе и с родителями. О том, как человек может изменить свою жизнь, покинув зону комфорта, и открыть для себя окружающий мир с другой, неожиданной и удивительно прекрасной стороны.

И если бы на выходе из кинотеатра меня поймали за рукав и попросили в нескольких словах сформулировать впечатление от просмотренного, я бы, наверное, ограничился тремя: радость, легкость, простор. И посоветовал бы спрашивающему не тратить свое и мое время и не жаться из-за 200–300 рублей. А пойти и купить билет на сеанс.

Рекомендации