Кадр из фильма. Всеволод Старыч (Алексей Гуськов) готовится провозгласить Истину, открытую ему пингвинами. X-FILME CREATIVE POOL/ZAO STUDIA F.A.F

Провозвестник идеального царства пингвинов

  • Сима Васильева, Артем Чубар
  • 21.12.2020

Российско-германскую картину «Пингвин нашего времени» (2015) и на Западе, и у нас восприняли… никак. Что не означает, будто нет причин о ней говорить.

Молодая немка Вини (Луци Хайнце) отправляется вслед за своей любовью из Германии в Россию.

Поиски пропавшего бойфренда (Антон Пампушный) приводят девушку на край географии, в заснеженную Териберку. Здесь Вини встречает эксцентричного русского миллионера Всеволода Старыча (Алексей Гуськов), который финансирует амбициозный экопроект по спасению антарктических пингвинов путем их переселения в Арктику.

По ходу дела мелодрама сплетается с триллером, комедия с нуаром, экология с эсхатологией (Старыч считает пингвинов существами, во всем превосходящими людей) — и эта фантасмагория кипит даже при низких температурах…

Любопытно, что между «Левиафаном» (2014) Андрея Звягинцева и работой Штефана Кромера меньше года разницы. Вот только Териберка у них не из разных даже эпох, а из параллельных реальностей. Стылая звягинцевская безнадега вдребезги расшибается о скучноватую, но вполне благополучную обыденность заполярного поселка, показанного Кромером.

«Пингвин» не идеален. Есть к чему придраться. Есть над чем задуматься. Но не случилось. Вероятно, вся фишка в контексте. Политическом и социальном. Тогда, в 2015-м Запад шумно негодовал по поводу присоединения Крыма к России и пугал обывателя миражом очередной мировой войны, что как чудовищный Левиафан вот-вот начнет глотать и отдельные человеческие судьбы, и целые народы.

И никому не было дела до маленьких смешных пингвинов.

Рекомендации