Павел Майков (слева) в роли Захара и Евгений Цыганов ARIZONA PRODUCTIONS/HOMELESS BOB PRODUCTION/НОН-СТОП ПРОДАКШН/ПАН-АТЛАНТИК СТУДИО

Человек, который хотел перехитрить смерть

  • Сима Васильева, Артем Чубар
  • 21.12.2020

Персонажи фильма «Человек, который удивил всех» — жители глухой лесной деревни. Вокруг почти не затронутая человеком природа, медведь — прокурор, закон — тайга. Казалось бы, куда еще экологичнее. Режиссерско-сценаристская пара Наталья Меркулова и Алексей Чупов начинают историю своего героя, егеря Егора (Евгений Цыганов) вообще в жанре вестерна.

На первых минутах — дикая река, стремительная, не на жизнь, а на смерть, схватка с браконьерами… Зритель настраивается на экшен, и тут авторы окунают нас сначала в драму: Егор смертельно болен, рак в терминальной стадии. А ведь он первый парень на деревне, счастливый муж и отец: растет сын, жена беременна вторым ребенком, местный люд его очень уважает. Живи да радуйся. Только вот жизни той осталось месяца два.

Егор, сильный, матерого сибирского корня мужик, недуг свой от всех скрывает. И когда жена (Наталья Кудряшова) все же узнает о его болезни, то он требует от нее молчать. Да поди запрети нашей женщине спасать любимого. Героиня Кудряшовой сначала обходит односельчан, собирая мужу деньги на визит к заезжему медицинскому светилу, а когда наука оказывается бессильна, и вовсе доходит до местной шаманки.

И снова зрителя опрокидывают в новый жанр — притчу.

Знахарка не в силах вылечить Егора.

Зато рассказывает ему сказку про селезня Жамбо: тот, желая обмануть смерть, вываливается в грязи и скрывается среди уток, став таким же серым, как они. Смерть не находит Жамбо и уходит ни с чем.

Терять Егору нечего, и он решает обмануть смерть, притворившись женщиной. Носит платье, красит губы.

Опытный лесовик, он знает: хоть мышиным дерьмом измажься, лишь бы восставший посреди лютой зимы медведьшатун тебя первым в тайге не учуял. Но все принимают эту егерскую уловку за чистую монету и изгоняют героя.

Егор молча уходит в лес.

Лишь редкие критики разглядели за таким сюжетным поворотом не попытку авторов сыграть на трендовой для нынешних европейцев теме, но изящный стеб над тем, куда свернуло фестивальное артхаусное кино в целом. Серьезные темы авторы тоже поднимают. Любовь, почти в одночасье обернувшаяся ненавистью. Ксенофобия и нетерпимость (привет Владимиру Хотиненко с его «Мусульманином»).

Неспособность за внешним увидеть настоящее.

Показывают они и выход. Не зря же «утка»-жена сумела заглянуть за молчание мужа и разглядеть под этим странным и оттого пугающим камуфляжем своего любимого.

Мужчину. Своего селезня.

Рекомендации