Народный артист СССР режиссер Сергей Бондарчук. Юрий Белинский / РИА Новости

Большой советский мастер монументального кино

  • Артем Чубар
  • 21.09.2020

Хотите лайфхак? Если читать все четыре тома «Войны и мира» совсем уж невмоготу, а оценку выше средней получить хочется, то сначала ознакомьтесь с кратким содержанием романа, а потом посмотрите одноименную ленту Сергея Бондарчука.

Сегодня этого советского кинематографиста вспоминают не столько из-за его творческого наследия, сколько как основателя известной актерско-режиссерской династии. Да и фильмография его выглядит более чем скромно: всего девять режиссерских работ (одна из них — экранизация знаменитой эпопеи Льва Толстого). Но это поверхностный взгляд. Первый из трех «Оскаров», которые за всю свою историю заработал игровой советский кинематограф, получен как раз за «Войну и мир»: в 1969 году Американская киноакадемия отметила эту картину в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

25 сентября нынешнего года исполняется сто лет со дня рождения Сергея Федоровича Бондарчука.  Любопытный факт: профильного режиссерского образования у Бондарчука нет: он — выпускник актерской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Известность Сергей Бондарчук приобрел именно ролями в кино: «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Тарас Шевченко», «Отелло», «Шли солдаты»… В его портфолио — четыре десятка актерских работ.

Большой советский мастер монументального кино
Киноэпопея «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука по одноименному роману Льва Толстого вышла на экраны в 1967 году

Как режиссер он дебютировал в 1959 году с фильмом «Судьба человека», где сам же сыграл главного героя, Андрея Соколова. Вторая его картина, «Вой на и мир», стала оскароносной. По отзывам некоторых нынешних зрителей, смотреть эту экранизацию ничуть не проще и не менее скучно, нежели читать роман. Разумеется, это не так. Да, тут мы имеем дело не с привычными современной аудитории блокбастерами, на которые идешь из-за крутых спецэффектов и которые забываешь даже раньше, чем выйдешь из кинотеатра.

В одном из интервью, взятом у Сергея Бондарчука незадолго до его смерти, журналист задал режиссеру провокационный вопрос, почему тот никогда не играл своих современников и не снял ни одного фильма на современном материале. Нет ли в этом попытки убежать от действительности? «Я занимался не «киношкой», а кинематографом, в основе которого — большая литература. А от ролей партийных секретарей, которые на меня гроздьями навешивали, отказывался», — ответил тот.

Ленты Бондарчука — что «Вой на и мир», что «Они сражались за Родину», что «Тихий Дон» — требуют от зрителя усидчивости и интеллектуального усилия. Как, впрочем, и любая классика — именно в этом ее качественное отличие от ширпотреба. И именно поэтому Сергей Бондарчук заслуженно считается одним из лучших режиссеров-монументалистов мира.

 

Рекомендации