Ученица школы № 937 имени Героя Российской Федерации А. В. Перова Камила Щеглова занимается математикой с репетитором. Это помогает ей успешно справляться с любыми проверочными и контрольными работами

Школьники напишут меньше контрольных работ

  • Мария Соловьева
  • 19.04.2021

Конец учебного года для большинства школьников — сплошной стресс. Самостоятельные работы, контрольные, проверочные по каждому предмету. Дети не только переживают за результат, но и тратят много времени на подготовку, сильнее устают.

Каждый третий урок биологии — контрольная, каждый четвертый урок математики — диагностическая работа. Не слишком ли много проверочных пишут ученики в школе? Этим вопросом серьезно озадачились в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

И создали межведомственную рабочую группу по рассмотрению вопроса об оптимизации количества проводимых в школах проверочных и иных диагностических работ. В состав группы вошли педагоги, врачи, а также родители школьников.

Так станет ли у наших детей меньше проверок знаний? На вопросы отвечает глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Анзор Музаев.

— Анзор Ахмедович, чем занимается рабочая группа?

— До августа рабочая группа должна проанализировать частоту проведения мониторингов знаний в школах во всех регионах страны и выработать общие рекомендации по оптимальному их количеству. Мы знаем, что, помимо тех контрольных, которые по каждому предмету обычно проводит учитель, в школах проводятся также муниципальные и региональные контрольные работы. Кроме того, существует практика, когда учителя по своей инициативе перед всероссийскими проверочными работами проводят по несколько тренировочных предпроверочных работ.

— Получается, вместо того, чтобы изучать новые темы, в школе много времени тратится на натаскивание учеников на ВПР?

— Действительно, вместо освоения и закрепления учебного материала учителя занимаются подготовкой школьников к федеральным оценочным диагностикам. В итоге фактически в школах возникает ситуация, когда ответственность перекладывается: ученики и их родители остаются один на один с теми проблемами, которые у них возникают при изучении определенных предметов, и вынуждены решать эти проблемы самостоятельно. Мы предлагаем дать общие рекомендации, чтобы количество этих контрольных не зашкаливало.

Перед подготовкой к первому заседанию рабочей группы на примере седьмых классов в нескольких регионах страны было проанализировано количество контрольных, проверочных и иных диагностических и самостоятельных работ по русскому языку, математике, физике, истории и биологии, проводимых в школах.

И оказалось, что процент контрольных и иных проверочных работ от общего числа запланированных уроков составляет: по русскому языку — от 11,5 до 20 процентов (средний показатель — 14 процентов), по математике — от 9,9 до 18,5 (в среднем — 15 процентов), по физике — от 9,7 до 25,9 (средний показатель — 18,6 процента), по истории — от 8 до 19,8 (средний показатель — 13 процентов), по биологии — от 12,7 до 35,2 (средний показатель — 17 процентов).

— Почему в состав рабочей группы, помимо педагогических работников, вошли медики?

— Нам кажется, что проблему количества контрольных и проверочных работ нужно проанализировать всесторонне: как их проведение влияет на качество подготовки школьников, сколько контрольных приемлемо в том или ином возрасте с точки зрения физиологии и как эта нагрузка может сказаться на здоровье ребенка, на психологической атмосфере в семье и в школе.

— С этого года школам было предложено писать ВПР не в единый день, а по желанию в любой выбранный ими день с марта по май. Почему дано такое послабление?

— Мы хотим, чтобы педагоги перестали пугать учеников проверочными работами. Они уже вошли в штатный формат и нужны прежде всего для мониторинга уровня подготовки учащихся и выявления возможных пробелов, а также определения тех образовательных учреждений, которым необходимо оказать методическую поддержку. Учителя не должны воспринимать ВПР как оценку своей работы и уделять чрезмерное внимание подготовке к ним.

Поэтому мы убрали единое расписание ВПР и предложили школам самим определять, когда весной они напишут проверочные работы. Одни школы сделали это в марте, кто-то пишет сейчас, кто-то отложил ВПР на май.

Рекомендации