ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России

  • Минченко Михаил Михайлович, учитель информатики, куратор Инновационно-технологического центра Школы № 1537, к.э.н.  
  • 22.12.2020

Коллектив Инновационно-технологического центра Школы № 1537 блестяще выступил во «Всероссийском конкурсе кружков» Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ), одержав победу в номинации «Взгляд в технологическое будущее» в результате жесткого конкурентного отбора среди более 80 заявок со всей России. На конкурс был представлен многолетний опыт по подготовке обучающихся в сфере робототехники и других видов научно-технического творчества с применением ИКТ, а также авторский проект проведения инновационного мероприятия в формате онлайн-челленджа по направлению «Сенсорика и компоненты робототехники». Представленный проект получил высокую оценку экспертного жюри и будет реализован во всероссийском масштабе при поддержке НТИ.

Школа № 1537 «Информационные технологии» обладает богатым опытом и многолетними традициями в области организации практико-ориентированного дополнительного образования и внеурочной деятельности инженерной направленности. С целью построения соответствующей образовательной среды в структуре Школы № 1537 образован Инновационно-технологический центр (ИТЦ) как ядро формируемого образовательного кластера «Применение ИКТ в научно-техническом творчестве», с развитием взаимодействий по следующим направлениям: сотрудничество с вузами-партнерами и научными организациями; сотрудничество с методическими службами и некоммерческими организациями; экспертно-консультационное сопровождение представителями компаний IT-индустрии; трансляция опыта. Это способствует реализации предпрофессиональной подготовки обучающихся в области инженерного IT-образования, в том числе с привлечением ресурсов городских проектов «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Школа Новых Технологий» и «Профессиональное обучение без границ».

На базе ИТЦ обеспечиваются следующие виды ресурсной поддержки реализации научно-практического образования: 1) технологическая (на основе единого информационного образовательного пространства); 2) педагогическая (консультирование, тренинги); 3) организационная (взаимодействие с выпускниками, родителями, вузами, колледжами, ЦМИТ/ЦТПО, предприятиями; выездные, конкурсные мероприятия).

В контексте формирования у обучающихся начальных навыков инженерного творчества в Школе более 10 лет успешно развивается направление «робототехника»: сформировано робототехническое объединение дополнительного образования «Роболит», демонстрирующее неизменно высокие результаты в робототехнических состязаниях и олимпиадах (в т.ч. Школа ежегодно лидирует в Московской олимпиаде школьников по робототехнике по числу победителей и призеров). В сотрудничестве с лабораторией инженерных образовательных проектов Центра педагогического мастерства города Москвы Школа выполняет функцию городского ресурсного центра «Образовательная робототехника»: для учащихся и педагогов школ Москвы и других регионов проводятся обучающие вебинары и мастер-классы, тренировки робототехнических команд, соревнования роботов.

В рамках формирования основы для реализации непрерывного образования по линии «дошкольное отделение – школа – колледж – вуз», а также обеспечения условий развития успешности обучающихся и их ранней профессиональной социализации:

  • регулярно внедряются новые программы дополнительного образования базового и углубленного уровней технической направленности;
  • ведется работа по увеличению количества объединений дополнительного образования по основам конструирования и робототехники в дошкольном отделении и начальной школе;
  • повышается активность участия обучающихся инженерных и ИТ-классов в лабораторных практикумах, мастер-классах, летней инженерной практике на базе профильных вузов;
  • совместно с вузами и предприятиями (в т.ч. с привлечением выпускников прошлых лет) для обучающихся организуются: профориентационные лекции, тематические семинары, мастер-классы, тренинги, экскурсии и творческие мастерские;
  • в образовательный процесс активно внедряются инновационные практико-ориентированные мероприятия: циклы интерактивных практикумов технической и естественнонаучной направленности (такие, как инженерный конкурс-марафон «РоботСАМ»); соревнования командного конструирования; соревнования по информационной безопасности и др.

Основным ориентиром развития образовательной среды является расширение направлений и форм организации обучения для формирования у обучающихся, помимо предметных компетенций, soft-skills через эффективное взаимодействие в разновозрастных творческих группах при решении реальных инженерных задач. В качестве приоритетных технологий для освоения обучающимися выбраны: автоматизация производственных, технологических и бизнес-процессов, искусственный интеллект и большие данные, интеллектуальные робототехнические системы, технологии умного города.

ИТЦ обеспечивает выполнение обучающимися проектно-исследовательских работ в области автоматизации информационных процессов, компьютерного моделирования физических явлений и технических систем, технологических и социально-экономических процессов, разработки программно-аппаратных комплексов и микропроцессорных систем. Разработки обучающихся проходят экспериментальную апробацию в реальных бытовых и производственных условиях, получают награды в конкурсах международного, всероссийского и городского уровней (около 1000 победителей и призеров, в т.ч. финалисты Международного научно-инженерного конкурса ISEF, более 20 победителей и призеров городской конференции «Инженеры будущего»). Педагоги и специалисты ИТЦ также активно участвуют в подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства (около 20 победителей и призеров регионального и национального этапов «WorldSkills» и «Абилимпикс» по компетенциям «Сетевое и системное администрирование», «Электроника», «Разработка виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) », «Администрирование баз данных»).

В текущем году коллектив ИТЦ Школы № 1537 (куратор – учитель информатики Минченко Михаил Михайлович) принял участие в номинации «Взгляд в технологическое будущее» Всероссийского конкурса кружков – одного из мероприятий, направленных на выполнение поручения Президента РФ о создании сети технологических кружков на базе общеобразовательных организаций по модели Кружкового движения НТИ. В этой конкурсной номинации участники из разных регионов России представили содержание и форматы подготовки молодежи к работе с еще не созданными технологиями, к воплощению практик будущего.

ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России
Минченко Михаил Михайлович, учитель информатики, куратор Инновационно-технологического центра Школы № 1537, к.э.н., Почетный работник общего образования РФ, Лауреат Премии города Москвы в области образования, педагог-новатор программы «Шаг в будущее»

Школой № 1537 на конкурс был представлен многолетний опыт по подготовке обучающихся в сфере робототехники и других видов научно-технического творчества с применением ИКТ, а также авторский проект проведения инновационного мероприятия в формате онлайн-челленджа по направлению «Сенсорика и компоненты робототехники». Предложенное на Конкурс мероприятие ориентировано на приобретение его участниками, в рамках командной работы, компетенций в сфере разработки автономных робототехнических систем, функционирующих не в идеальных условиях, а максимально приближенных к реальным – на основе построения и отладки адаптивного комплекса сенсоров идентификации ситуативно изменяющихся внешних условий.

 

Сформировать концепцию и эффективно выстроить этапы реализации предложенного мероприятия помог имеющийся у ИТЦ многолетний опыт успешной организации интерактивных дистанционных инженерных практикумов (например, в рамках Фестиваля научно-технических идей и инженерных решений «Планета Инноваций» http://www.innoplanet.ru), сочетающих в себе сразу несколько образовательных технологий: дистанционные лекции/мастер-классы; групповое выполнение практических заданий на основе удаленного консультирования с использованием выдаваемых обучающимся наборов электронных компонентов; подготовка мультимедийных презентаций о процессе создания продукта; состязательное тестирование созданного инженерного продукта. Такой опыт используется как актуальная апробированная модель комплексного применения современных образовательных технологий в сфере внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализация которой в основной своей части не требует очного присутствия обучающегося в помещении образовательной организации.

Представленный на Конкурс проект получил высокую оценку экспертного жюри по следующим критериям: актуальность выбранной тематики, соответствие структуры мероприятия ожидаемым результатам, логическая связность программы, наличие новых форматов организации коммуникации и деятельности участников, продуманность обеспечения самостоятельности в работе и инициативы участников занятия, детализированность проработки сценария мероприятия, наличие подтвержденной партнерской сети у мероприятия.

Проведение предложенного онлайн-челленджа пройдет во всероссийском масштабе при поддержке Кружкового движения НТИ и Всероссийского проекта «Практики будущего». Победа во «Всероссийском конкурсе кружков» для Школы:

  • обеспечивает включение в общероссийскую систему научно-технических кружков для расширения взаимодействия с единомышленниками, обмена накопленным опытом, предоставления обучающимся возможностей по решению реальных инженерных задач;
  • способствует развитию на базе Школы системы непрерывного инженерного образования с формированием разновозрастных творческих групп, привлечением общественности, центров технологической поддержки образования, инновационно-внедренческих организаций и бизнес-инкубаторов;
  • предоставляет дополнительные возможности по реализации идеи по развитию сетевых межшкольных интерактивных мероприятий – на основе имеющихся у коллектива Школы наработок и заделов.

По результатам оценки образовательной и технологической деятельности
Школы № 1537 по итогам «Всероссийского конкурса кружков 2020» Инновационно-технологический центр занял вторую позицию топа победителей в результате жесткого конкурентного отбора среди более 80 заявок со всей России. Экспертная комиссия Конкурса выразила особую благодарность команде ИТЦ «за вклад в развитие научно-технического творчества в России». Школа № 1537 уверенно вступает в ряды носителей передовых технологий работы со школьниками всей России!

ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России ШКОЛА № 1537 открывает грани технологий будущего для школьников всей России

 

 

Рекомендации