Родительский клуб в инклюзивной школе: что это такое и как работает?

  • Анна Ненахова, методист по инклюзивному образованию Школы №1748 "Вертикаль", координатор проекта "Ресурсная школа"
  • 21.05.2020

Школа + семья, или семья + школа? От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Другими словами, оба этих социальных института равнозначно важны для воспитания, развития, обучения ребенка, создания для него ситуации успеха. Это справедливо по отношению к детям любого возраста и с разными образовательными потребностями.

Все чаще родители сами выступают инициаторами сотрудничества со школой, формируют свой запрос на воспитательную и коррекционную работу, индивидуализацию учебной деятельности и совместно с педагогами отслеживают динамику развития своих детей. У такого взаимодействия есть множество форматов, включая использование цифровых технологий и интернета.

Одной из эффективных форм успешного тандема семьи и школы стал Родительский клуб. Его участники – люди с активной жизненной позицией, которые готовы поделиться с другими своими знаниями, опытом, идеями. Родительский клуб – «проводник» между участниками образовательных отношений, ресурс для образовательной организации, с помощью которого можно создать гармоничные конструктивные взаимоотношения с семьями учеников.

Именно эту форму партнерского взаимодействия выбрали в московской школе №1748 «Вертикаль». Здесь в рамках Клуба родители проводят консультации по интересующим проблемам, участвуют в семинарах, организованных школой, и делятся своим опытом воспитания детей, в том числе, с особенностями в развитии.

Особенно ценным опытом и для участников Клуба, и для ребят, и для педагогов стало проведение мамами детей с особыми образовательными потребностями мастер-классов для обучающихся. В этом учебном году активные мамы проводили мастер-класс для начальной школы по изготовлению ёлочной игрушки, а к Международному женскому дню под руководством другой инициативной группы ребята готовили подарки своим мамам в технике декупаж. У родителей появилась возможность стать полноправными партнерами своего классного руководителя: вместе с учителями и ребятами, например, выполнить поделки из подручных материалов, обучить другим декоративно-прикладным навыкам учеников своего класса, других родителей и даже учителей. К такой форме взаимодействия с удовольствием подключаются и другие родители, клуб пополняется новыми участниками: родителям есть чем делиться друг с другом – много идей, инициатив, опыта. Особенно важно, что совместную работу удалось продолжить и в дистанционном формате – с помощью онлайн-консультаций, вебинаров, комментариев специалистов. Таким образом получается оперативно решать возникающие вопросы, несмотря на режим самоизоляции.

В 2015 году у родителей детей с особыми образовательными потребностями сформировался четкий запрос к школе: «Мы хотим быть активными участниками образовательных отношений, мы хотим участвовать в формировании плана воспитательной работы с нашими детьми, делиться своими задумками, которые можно реализовать в стенах школы, мы хотим, чтобы наши дети были частью инклюзивного сообщества школы». Весьма конкретный запрос дал возможность организовать объединение со строгим названием «Совет родительской общественности детей с ОВЗ». Взаимодействие родителей со школой стало носить системный характер. Участники Совета обсуждали с педагогами вопросы создания безбарьерной коррекционно-развивающей среды, возможность участия особых учеников в общешкольных мероприятиях, театральных постановках, фестивалях, флешмобах.

В 2016 году с введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для учеников с интеллектуальными нарушениями трансформировалось понимание взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными потребностями. И Совет родительской общественности перерос в Родительский клуб.

Педагоги уверены, что любая работа с детьми будет более эффективной при участии родителей.  А родители, ощущая поддержку и доверие со стороны школы, активно и продуктивно включились в совместную деятельность. Сегодня Родительский клуб — постоянный участник общегородского онлайн-совещания Экспертно-консультативного совета родительской общественности и проекта «Суббота московского родителя», а также вебинаров Городского психолого-педагогического центра, посвященных организации коррекционной поддержки обучающихся в дистанционном режиме, приемам и технологиям организации внеурочной деятельности.

Несмотря на меняющиеся реалии, родители могут получить любую интересующую их информацию в онлайн-формате, например, задав вопрос специалистам Городского психолого-педагогического центра в разделе «Родительская приемная» на сайте, или посмотреть вебинары — https://gppc.ru/work/path/rod/web/.

Фраза «Ничего для нас без нас» стала лозунгом взаимоотношений школы и семей особых учеников.

 

Рекомендации