Ученицы 10 «Г» класса школы № 2097 Елизавета Акимова, Елизавета Первенцева и Мария Горбунова (слева направо) уверены, что подготовиться к госэкзаменам можно самостоятельно: знаний, которые дают учителя, вполне достаточно. Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Репетитор больше нужен родителям, чем детям

  • Дарья Загородняя
  • 8.10.2019

Как правильно готовиться к ЕГЭ, нужны ли репетиторы или все можно выучить и без них? Об этом школьники и их родители начинают задумываться уже в начале учебного года.

Светлана Веселова, мама одиннадцатиклассницы, на грани нервного срыва. У дочери Кати не клеится обязательный «егэшный» предмет — русский язык. Может, с правилами проблем не будет, но сочинение не напишет — точно. Дело в том, что Катина словесница не объясняет технологию письма. Тройку ставит, а что пошло не так, не говорит. Дети учатся интуитивно. Кто-то осваивает навыки рассуждения с помощью родителей-гуманитариев, а кто-то — под присмотром репетиторов. Светлана сокрушается: «Эх, надо было в десятом классе частника нанимать!» Но цены кусаются. Стоимость занятия начинается от тысячи рублей за академический час, а уровень «ЕГЭ-бог» может обойтись и в три.

Частные учителя стали неотъемлемой частью жизни советских старшеклассников в восьмидесятые, когда качество среднего образования стало катастрофически падать, а в вузы надо было как-то поступать.

Потом появился ЕГЭ. Казалось бы, он должен был протянуть мост между школой и вузом, уничтожить репетиторство как отсталое явление. Однако этого пока не получилось. Единый госэкзамен породил новую породу частников, которые «натаскивают» на ЕГЭ.

Нужны ли такие «дрессировщики» нашим детям? Родители утверждают: да. Учителя уверенно возражают: нет.

— Если ученик успевает, регулярно занимается, то проблем с ЕГЭ не будет, — считает Алексей Светлов, преподаватель и завуч одной из московских школ. Сейчас в школах есть элективные курсы для старшеклассников, где штатные учителя сами готовят детей к экзаменам, в том числе есть электив по «натаскиванию» на сочинение. Другое дело, что есть ребята, которые трудно подключаются к процессу, на уроке спят. И разбудить их получается только у репетиторов.

Однако в современных больших школах, которые образовались после слияний, параллели не 2–3 класса, а 12–13, иногда доходит и до 20. Соответственно, их ведут несколько учителей по каждому предмету. Всегда можно перейти к другому педагогу. Да преподаватели и сами осознают конкуренцию и стараются сделать уроки более интересными, пробудить у детей тягу к знаниям, воспитать «мотивированных» ребят, которые хотят заниматься и развиваться. Это выгодно школе-гиганту, потому что она дает широкие возможности выбора (для того и задумана).

Там есть инженерные, медицинские и еще масса специализированных классов, где дети овладевают азами профессии. О том, что репетиторы — вымирающая прослойка, говорит и Илья Новокрещенов, экс-директор школы, начальник управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования и науки города Москвы.

— Не так давно Высшая школа экономики провела исследование, которое подтвердило, что вклад репетиторов в результаты ЕГЭ составляет от 2 до 4 баллов, а иногда он вообще нулевой, — говорит он. — На мой взгляд, репетитор выполняет две функции. Первая — психотерапевтическая. Родитель, нанимающий репетитора, чувствует, что сделал что-то важное для своего ребенка, создал для него хорошие условия. Вторая — организаторская. Репетитор просто помогает ребенку самоорганизоваться, если тот этого не умеет или не может себя заставить учиться. Но здесь уже вопрос к родителям: а стоит ли расслаблять ребенка подобной «подпоркой»? Получается, что репетитор все-таки больше нужен родителям. Для уверенности в силах собственных детей, а еще для того, чтобы успокоить свою совесть: мы выполнили родительский долг и со своей стороны сделали все возможное, чтобы сын или дочь успешно сдали экзамены и поступили в вуз именно на ту специальность, о которой мечтали.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Полина Галанина, репетитор по физике и математике:

— Курс на «мотивацию» ученика — довольно свежее явление. Мои ученики — дети из обычных школ в спальных районах, каких большинство. Там главное — объяснить так, чтобы все успели понять. Не представляю, как бы я объясняла свои предметы классу в 35 человек за 45 минут. Конечно, частные уроки качественнее! В фитнес-центре вы платите личному тренеру гораздо больше, чем за занятия в группе. Так что, я думаю, репетиторство будет всегда. Никакими «технологиями» его не уничтожить. Всегда будут люди, готовые платить деньги за то, чтобы их дети получали знания в более комфортной обстановке, чем школа.

Рекомендации