Дополнительные программы обучения для школьников на базе колледжей предоставляют широчайший спектр современных профессий, нужных в большом городе. Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Первое знакомство с профессией происходит еще в школе

  • Михаил Виноградов
  • 28.10.2019

Чиновники предложили вернуться к учебно-производственным комбинатам, как в СССР. В ходе круглого стола в редакции «Вечерней Москвы» эксперты обсудили проблемы профориентации учащихся столичных школ.

Учащихся старших классов школ уже 79 лет привлекают наряду с уроками к освоению технических профессий.

Как это было

Первые ремесленные училища в России появились ближе к концу XIX века при заводах и фабриках, железнодорожных депо и мастерских. А сразу после революции были сформированы фабрично-заводские училища (ФЗУ). В 1940 году вышел указ «О государственных трудовых резервах СССР», который разделил училища на три вида. В школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) подготовка велась 6 или 10 месяцев, а в ремесленных и железнодорожных училищах — 2 года. Были, кроме того, особенные ремесленные училища, в которых срок обучения длился от 3 до 4 лет. Сейчас в России более 2500 профтехучилищ, в которых обучаются около 200 тысяч студентов. В Москве — 55 государственных колледжей и техникумов.

Но для того чтобы учащиеся школ могли выбрать интересные им профессии, не переходя в колледж, им предлагают как профильные классы, так и ряд обучающих программ (как в родной школе, так и в близлежащих колледжах). В школе можно с 7-го класса записаться на профилизацию: кадетские, медицинские, инженерные, математические, гуманитарные классы, где школьникам преподают навыки, которые непосредственно пригодятся в будущих профессиях. Некоторые программы работают два года, а кадетские — до 11-го класса.

— Школа и колледж вольны сами договариваться между собой в вопросе дополнительного обучения учащихся профессиям, — считает Татьяна Киселева, главный специалист профсоюза образования Москвы. — Обе стороны заинтересованы в этой программе, так как профориентация школьников поддерживается городским бюджетом. Причем средства получает как колледж, так и школа.

Между школой и колледжем

Дополнительные программы обучения для школьников на базе колледжей предоставляют широчайший спектр современных профессий, нужных в большом городе. Здесь есть кассир, банковский оператор, бариста, повар, пекарь, кондитер, младший геодезист-маркшейдер, электросварщик, технолог линий предприятий питания и многое другое. В колледжах также учат парикмахеров-стилистов, мастеров маникюра и педикюра.

Первое знакомство с профессией происходит еще в школе
Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

О том, что скрывается за военизированными специальностями, рассказал завотделением ГПБОУ «Колледж полиции» Владимир Кучер. По его словам, в колледже проходит подготовка учащихся школ по ряду важнейших профессий: полицейский, секретарь суда, аварийный комиссар. После такого курса специализированный колледж получает подготовленных абитуриентов вместо ничего не знающих школьников. Вдобавок полученные на курсах навыки отражены в их портфолио. Кстати, вовсе не обязательно учащемуся идти на службу в полицию или в суд после такого обучения, при этом за 7–9 месяцев подготовки подростки становятся более грамотными в области права.

Однако председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин с осторожностью смотрит на городскую программу профилизации школьников. Он считает, что иногда в школах нет понимания, как правильно давать азы той или иной профессии. По его мнению, лучше было бы вернуть учебно-производственные комбинаты и выделить для них учебный день, как это было лет 30 назад.

Сначала надо попробовать

По мнению экспертов, возможность попробовать, перебрать различные специальности и работы — безусловное благо для учащегося. При этом в направлении школьника попробовать «на зуб» какую-либо специальность активно участвуют классный руководитель и школьный психолог, которые руководствуются результатами различных тестов и опросов. Система работает комплексно, и в ней, конечно, участвуют родители. Все это в конечном итоге снижает число тех, кто после школы поступает «не туда, куда хотелось», а после окончания вуза ни дня не работает по выбранной профессии.

Примета времени

Михаил Баранников, главный редактор знаменитой в Советском Союзе газеты для школьников «Пионерская правда», напомнил: сегодняшний подросток, представитель поколения Z, отличается от тех, кто родился в 70–80-е годы и принадлежит к поколению X.

— Сегодняшним детям интересно абсолютно все, — считает Баранников. — Например, школьник, если захочет снять кино, соберет команду и снимет небольшой фильм, а уже через две недели сочтет, что ему это не надо и пойдет заниматься, чем-то другим. Это примета времени, как и поверхностность получаемых таким случайным, несистемным образом знаний и навыков, «клиповость» интересов подростков.

Специалисты сошлись на том, что обучать и воспитывать новое поколение жителей мегаполиса нужно системно. И в этой ситуации школа, колледж, предоставляемые городом возможности профориентации играют не менее заметную роль, чем родители.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Андреева, завуч ГБОУ школа № 1613:

— Разделение на спецклассы в Москве начинается в 7-м классе. Это городской проект, есть еще и параллельный «профориентация без границ», который позволяет получить к выпуску «корочку» конкретной профессии, например банковского оператора, косметолога, делопроизводителя.

Профориентация помогает школьникам все попробовать и стремиться к учебе, освоению профессий, дает возможность выбора. Сейчас рынок труда быстро меняется, а умение учиться облегчает получение новых компетенций.

Рекомендации