От основ сохранения материи до теории о «Трёх штилях»: топ приложений и интерактивных сценариев уроков о великом ученом

  • 19.11.2020

Познакомиться с деятельностью великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова можно с помощью Библиотеки МЭШ. 

Михаил Васильевич Ломоносов – естествоиспытатель и энциклопедист, поэт и художник, историк и реформатор русского языка. А ещё – химик, географ, металлург, математик и астроном. Ломоносов – первый русский академик, статский советник, почётный член Шведской и Болонской академий наук.

В его жизни будет много испытаний и путешествий. 19-летний Михаил пешком уйдёт из родной деревни Мишанинская (ныне село Ломоносово) в Москву получать серьёзное образование. С собой возьмёт минимум одежды и несколько книг. Скрыв «неблагородное» происхождение, подделает документы и поступит в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Будет терпеливо сносить насмешки – великовозрастному студенту трудно скрывать крестьянский говор и бедность гардероба.

Урок в Библиотеке МЭШ «Михаил Васильевич Ломоносов – наш первый университет» расскажет ребятам об основных этапах жизненного пути, деятельности и творчестве великого российского учёного. Школьники выполнят интерактивные тестовые задания, найдут информацию по биографии М. В. Ломоносова и посмотрят фрагмент художественного фильма.

Способного и прилежного юношу быстро заметили – за шесть месяцев он переходит из нижнего в третий класс, а спустя четыре года, в числе лучших студентов едет учиться в Санкт-Петербургскую академию наук. Всего через год Ломоносов продолжит своё образование в Германии. Математика, физика, философия, химия, металлургия, вместе с тем, он уделяет время иностранным языкам, фехтованию, занятиям танцами, рисованию и литературе. За пять лет, проведённых за границей, Ломоносов написал свои первые стихи, несколько научных трудов и перевёл на русский язык работы иностранных учёных.

Сценарий урока «Страницы истории России. М. В. Ломоносов» расскажет школьникам о великом русском учёном, его жизненном пути и неоценимом вкладе в развитие отечественной и мировой науки. Получить дополнительные сведения, выполнить тестовые задание в форматах независимого исследования качества образования, Всероссийской проверочной работы и PISA, а также посмотреть фрагменты художественных фильмов, учащиеся смогут, открыв приложение.

Вернувшись, он получает должность адъюнкта Академии наук по физическому классу, а в возрасте 34 лет становится первым русским академиком.  Именно благодаря его стараниям в 1755 году был создан знаменитый Московский университет. Интерактивный сценарий урока «Россия и век Просвещения. Наука и образование» расскажет столичным учащимся о самом начале российской системы обучения, о реформе школьного дела и педагогике, а также об основных достижениях отечественной науки XVIII века.

Трудно найти область, которая оставалась бы вне научных интересов этого поистине «универсального человека». Ломоносов сформулировал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, выдвинул учение о свете, развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера и создание жанра русской оды философско-гражданского звучания, он сумел объяснить происхождение многих полезных ископаемых и минералов, стал основоположником научного мореплавания, фактически с нуля создал отечественную риторику и разработал уникальную технологию производства цветного стекла.  Труды Михаила Ломоносова известны во всём мире, а его прорывные открытия в области химии, физики и астрономии на долгие годы опередили самые смелые разработки западных учёных.

Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел? Рядом с каким старинным русским городом родился М. В. Ломоносов? С помощью какого прибора можно определить стороны горизонта?  Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, ребята должны разгадать кроссворд в приложении.

Вспомнить знаменитую теорию М.В. Ломоносова о «Трёх штилях» и распределить слова и жанры соответственно каждому из них московским школьникам поможет интерактивное приложение «Творчество М. В. Ломоносова».

Вспомнить, что изучает геральдика, поработать с архивными документами, выполнить интерактивное задание и прокомментировать чтение фрагментов «Оды … на взятие Хотина» старшеклассники смогут, пройдя по ссылке интерактивного сценария по литературе.

Библиотека МЭШ — это сервис проекта «Московская электронная школа», разработанный Департаментом образования и науки города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий. В ней размещен широкий спектр образовательных материалов: более 49 тысяч сценариев уроков и более 6 тысяч видеоуроков, свыше 1600 электронных учебных пособий, 348 учебников, более 128 тысяч образовательных интерактивных приложений, 8 уникальных виртуальных лабораторий, 245 произведений художественной литературы, а также огромное количество тестовых заданий, соответствующих содержанию ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое. ​

 

 

 

 

 

Рекомендации