Школа № 14 считается флагманом в преподавании экологии. Два года назад она стала базовой площадкой по подготовке сборной Москвы ко Всероссийской олимпиаде школьников по экологии. Как удалось этого добиться, рассказала замдиректора школы Мария Гуреева.
— Мария Владимировна, ученики вашей школы с удовольствием изучают экологию?
— Им нравится предмет, ребята с интересом изучают экологию как на уроках, так и в рамках дополнительного образования. Уроки проходят в пятых и шестых классах, а у учащихся десятых-одиннадцатых классов, выбравших естественно-научный профиль, этот предмет является профильным.
Более 40 процентов учащихся школы посещают кружки естественно-научной направленности, в рамках городской площадки к занятиям по экологии присоединяются ребята из разных школ Москвы, кстати, один из кружков — «Экологическое право» — ведет директор школы. Активную работу в области экологического образования мы ведем уже шесть лет.
— И ребята показывают результаты все эти годы?
— Да. Наши школьники участвуют во Всероссийской олимпиаде по экологии в течение шести лет. И год от года улучшают свои результаты.
В первый год выиграли только муниципальный этап, а на региональном ничего не взяли. Затем у нас появились призеры региона, на третий год учащаяся нашей школы Альфия Магарамова стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В последующие годы школа подготовила победителей и призеров заключительного этапа олимпиады по экологии. В прошлом году семь наших учащихся стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, все эти дети поступили в вузы без вступительных испытаний — благодаря дипломам олимпиады. В этом году в муниципальном этапе олимпиады участвовали 40 учеников, еще 23 обучающихся прошли на региональный этап автоматически — по результатам олимпиад прошлого года. Так что будем ждать еще лучших результатов, чем в прошлые годы.
— Помимо предметных олимпиад, в каких научных и исследовательских проектах участвуют ваши юные экологи?
— Школа сотрудничает со многими вузами, в частности с РТУ МИРЭА ребята готовят проекты по химии окружающей среды, «умный город», по изучению поверхностных явлений. На факультете почвоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова учащиеся нашей школы ведут исследовательскую деятельность. Ребята активно участвуют в проекте «Инженерные субботы» Российского госуниверситета нефти и газа имени И. М. Губкина.
Команда школьников Центра педагогического мастерства, в которую входили два наших ученика, в этом году стала абсолютным победителем защиты экологических кейсов МГИМО. В прошлом году ученица нашей школы Гульсем Гайнуллина стала призером и один ученик, Владимир Гуреев, — победителем Поволжской научно-практической конференции, которая имеет статус Всероссийской. У Гульсем был проект на тему «Аккумуляция тяжелых металлов в растениях биологических прудов на озере Нижний Кабан», а у Владимира была работа по оценке гигиенических факторов внутришкольной среды. Юноша в своей работе оценивал содержание углекислого газа в кабинетах, качество освещения за разными рядами парт, уровень электромагнитного излучения компьютеров и электронных досок. Оказалось, что если не соблюдать режим проветривания, то к концу урока в кабинете, где находятся более 30 человек, уровень углекислого газа будет в два раза выше нормы. Владимир выяснил, что наши лампы освещения полностью соответствуют стандарту, дают идеальное освещение. Кстати, Владимир, хотя и учится в девятом классе, уже опытный участник различных олимпиад и конференций.
— Сколько учителей экологии работает в школе?
— В нашей школе работают три учителя биологии, которые также специализируются на преподавании экологии, учителя за свою работу получают гранты мэра Москвы за вклад в развитие образования в области экологии.
Один из таких учителей-грантополучателей — Марина Владимировна Тимошенко. На ее уроки дети идут с удовольствием, сами придумывают и разрабатывают много интересных проектов и всегда выполняют задания учителя. А в работе нашим педагогам очень помогают материалы «Московской электронной школы».
— В чем секрет? Почему ребята так любят экологию? Что изучают на уроках?
— Уроки интересны учащимся, потому что они носят практикоориентированный характер, ребята узнают о том, как в реальной жизни можно применять полученные знания, учатся экологизации быта, осваивают азы здорового образа жизни. Учащимся всегда интересно заниматься тем, что имеет отношение к их собственной повседневной жизни.
— Много ли школ в столице, с которыми вы сотрудничаете в вопросе углубленного изучения экологии?
— Очень приятно, что с каждым годом у нас появляется все больше и больше партнеров. Если еще пять лет назад кроме нас было еще две площадки, которым мы помогали и которые курировали, то сейчас таких площадок больше 10.
— Какие вузы и направления выбирают ваши выпускники-экологи?
— Самые популярные — это биологический факультет и факультет почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова, направление экологии и природопользования в МГИМО, Высшей школе экономики, РУДН, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина.
И очень приятно, что среди наших выпускников есть ребята, которые идут в педагогические вузы. Один из выпускников нашей школы, отучившись в МПГУ, уже вернулся к нам в качестве учителя экологии. Другая наша выпускница Софья Борисова, призер Всероссийской олимпиады школьников, сейчас студентка первого курса. Надеюсь, через несколько лет она также придет к нам работать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александра Семина, директор школы № 14:
— Обучение детей экологии очень важно в становлении экологической культуры: оно формирует осознанное отношение к окружающей среде и собственному здоровью, помогает человеку видеть красоту природы, ценить ее, сохранять природные богатства, учит нас рациональности.
В этом году ребята уже активно взялись за разработку новых проектов на самые животрепещущие темы: чистота родников в Москве, микроклимат в городской квартире, содержание полезных и вредных веществ в продуктах, создание биоразлагаемой упаковки и даже безопасные и эффективные антисептики для рук.
Каждый проект — это идея ребенка, как сделать наш мир лучше, пусть и локально, зато своими руками, действиями и знаниями.
Наталья Лобжанидзе, доцент кафедры геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина:
— Специфика современной ситуации в отечественном высшем профессиональном образовании заключается в дефиците абитуриентов с развитым познавательным интересом к дисциплинам естественно-научного цикла и учению. Чтобы решить эту проблему, необходимо наладить использование кейс-технологий для решения учебных задач, направленных на практическое применение знаний.
У школьников, которых стремятся связать свое будущее с экологией, необходимо формировать геоэкологическое сознание. Оно станет элементом культуры личности и позволит человеку обобщать знания о связях, отношениях, закономерностях окружающего мира, ставить цели, регулировать и контролировать свои поведенческие привычки.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
Что проветривать школьные кабинеты надо каждую перемену, а если в классе находятся больше 30 учеников, то еще один раз во время уроков. Чтобы не навредить своему здоровью и сохранить отличное зрение, ученик должен стоять не ближе чем 30–40 сантиметров от электронной доски.
Именно такие выводы сделал ученик кадетского класса московской школы, проведя исследование по экологии на тему «Влияние санитарно-гигиенических факторов внутришкольной среды на здоровье школьников».