Специалисты бьют тревогу: около 16 процентов 15-летних подростков не владеют навыками функционального чтения. И эта проблема только усугубляется. Чтобы изменить ситуацию, учителя и специалисты Городского методического центра рекомендуют ребятам сходить в школьную библиотеку и взять задачник по функциональной грамотности. https://pixabay.com/ru/

Осознанное чтение

  • Мария Соловьева
  • 20.05.2019

В преддверии каникул педагоги выдают старшеклассникам список литературы для летнего чтения. В зависимости от гуманности учителя он может включать 30 или 50 произведений.

Летом хочется отдыхать, кататься на велосипеде, купаться, но никак не читать как минимум по 30–40 страниц текста в день, чтобы осилить весь список. Этот настрой сказывается и на качестве чтения. Как результат — большинство даже не может вспомнить потом имена главных героев и пересказать сюжет.

Найти отобрать и оценить

Около года назад министр просвещения Ольга Васильева заявила, что примерно 22– 25 процентов россиян имеют проблемы с «функциональным чтением», то есть не могут извлекать из текста необходимую информацию, которая позволит им получить ответ на имеющийся вопрос. Самым точным методом оценки функциональной грамотности школьников является международный тест PISA, оценивающий знания учащихся и их способность эти знания применять. Согласно результатам последнего опубликованного исследования, в России около 16 процентов 15-летних подростков не владеют навыками функционального чтения.

Чтобы ситуация изменилась, группа учителей русского языка и специалистов Городского методического центра разработала специальный задачник по функциональной грамотности для учащихся 8–11-х классов.

— В жизни случаются разные ситуации. Кто-то выбирает телевизор — и задача эта может решаться долго и трудно. Кто-то определяется с профессией — очень нелегкое дело. Кто-то получает паспорт, впервые оказавшись в МФЦ. А кто-то формирует свое портфолио, чтобы пройти конкурсный отбор в вуз, — говорит один из авторов сборника задач по функциональному чтению, который поступил во все библиотеки московских школ, Ольга Шугаева. — Но есть то, что объединяет эти задачи. В процессе поиска решений для них придется изучить и обработать определенный объем информации, представленной в различных форматах: сплошной текст, таблицы, схемы, инфографики. И ученику нужно будет информацию найти, отобрать необходимую и важную, оценить степень ее достоверности.

Инструмент для работы

Функциональное чтение — метапредметный навык, который необходимо развивать, особенно у молодых людей. Они живут в мире, переполненном информацией. Если не дать им в руки инструмент для работы с ней, то они могут в ней просто потеряться.

— В определенный исторический период школа делала ак- цент на академичности получаемых знаний, — продолжает Ольга Шугаева. — Сейчас для учителя очевидно, что любое школьное знание должно быть знанием практическим, для реальной жизни. Школа, помимо прочего, должна научить ребенка решать жизненные задачи: от покупки в магазине, заказа билета в театр на сайте до выступления на конференции, защиты собственного проекта. В конце концов, во многом школа должна помочь ученику выбрать профессию. Современное информационное пространство стало настолько открытым, что все связанные с обработкой информации навыки, в том числе функционального чтения, становятся принципиальными в определении качества полученного в школе образования.

Точность и логика

Конечно, при поддержке педагога научиться функциональному чтению школьнику гораздо проще, чем без него. Однако и самостоятельно можно сделать серьезный шаг вперед. В преддверии долгих летних каникул учителя и специалисты Городского методического центра рекомендуют ребятам сходить в школьную библиотеку и взять задачник по функциональной грамотности. В него включены несколько текстов и банк задач к каждому из них.

— Этот задачник предназначен для совместной работы учителя любого предмета и учащихся 8–11-х классов. Он есть во всех школьных библиотеках, — говорит Ольга Шугаева. — Первая часть сборника вышла в прошлом году, вторая — буквально несколько месяцев назад. Решение задач к каждому тексту во многом похоже на квест. Как только начинаешь решать одну задачу, за ней тянется вторая, третья. И возникает азарт: смогу решить — не смогу, справлюсь или нет. Сколько могу решить сразу и быстро? А какие мне пока не по силам и почему? Решение подобных задач — осознанный процесс, невозможно не анализировать, что и как у тебя получается, а что пока нет, каковы дефициты. Тексты в задачнике разные, каждый может определить ту сферу жизни и деятельности человека, о которой ему интересно узнавать новое, а текст на эту тему в задачнике найдется.

Решение многих задач — процесс творческий. Нет одного правильного способа решения, нет правильного ответа. Но есть решение точное, логичное, красивое и обязательно — основанное на грамотной работе с информацией. Было бы здорово взять сборник на каникулы и потренироваться решать задачи. И тогда появится шанс научиться многому. Иногда даже незаметно для себя. Иногда тому, чему не учат в школе. Но точно тому, что пригодится, когда надо будет решать важные жизненные задачи.

ПРИМЕР

 «…А знаете ли вы, что писатель Владимир Набоков был известен и как ученый-энтомолог. В шесть лет он поймал первую бабочку, в девять прочитал монументальный труд «Бабочки Британии». Став взрослым и эмигрировав, он работал смотрителем коллекции чешуекрылых в гарвардском музее сравнительной зоологии. С 1941 года и до 1970-х Набоков описал и назвал более 20 видов чешуекрылых. В память о писателе назван род бабочек-голубянок Nabokovia, а несколько десятков бабочек получили имена в честь его литературных героев. Поэтому для энтомологов Набоков — классик не только литературы, но и науки…» 

Этот отрывок из статьи «Бабочки писателя Набокова» опубликован на сайте Политехнического музея. И этот отрывок включен в сборник задач по функциональному чтению. После прочтения ребятам предлагается выполнить ряд задач:

● кратко пересказать каждый абзац статьи;

● найти в ней логические ошибки и нарушения абзацного членения текста;

● предложить свой вариант, как можно переставить элементы текста, чтобы он стал более связным,

● выбрать из предложенных вариант эпиграфа к тексту и объяснить свой выбор;

● предположить, какой представляют себе бабочку носители представленных в таблице языков;

● порассуждать — если бабочка взмахнет крыльями в Бразилии, начнется ли торнадо в Техасе…

СПРАВКА

Термин «функциональное чтение», как составляющая функциональной грамотности, был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. С тех пор под этим в разных исследованиях понимают способность человека читать и писать (позднее в этот ряд добавилось и «считать»), чтобы максимально эффективно взаимодействовать с внешней средой.

Рекомендации