Москвичка Елизавета Салихова очень любит читать — не только исторические или научные книги. Увлечение помогает лучше понимать исторические процессы, с легкостью писать любые сочинения и аргументировать свою точку зрения. Эти навыки сильно помогут на госэкзамене по истории. Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Нужно уметь рассуждать

  • Мария Соловьева
  • 20.01.2020

Следующий предмет, который мы разберем, — история. Выпускники выбирают его часто, а баллы теряют в основном из-за использования шаблонов чужих сочинений.

Хорошее знание истории — залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать. Такую основную рекомендацию дают специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) выпускникам школ.

По их мнению, участники ЕГЭ 2019 года успешно выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с картой и иллюстрациями. Наиболее трудным для них оказалось задание № 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения.

При написании исторического сочинения (задание № 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи.

Специалисты ФИПИ хотели бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание № 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и может быть оценен только низким баллом. Поэтому очень важно самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.

На самом деле, чтобы хорошо сдать экзамен, надо знать историю. Что же именно надо знать? Прежде всего основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса. Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию.

При подготовке к экзамену рекомендуется обратить также внимание на совершенствование историко-географических знаний и навыков работы с картографической информацией. Успешно сдать экзамен смогут выпускники, которые не только держат в голове значительное количество дат, фактов, терминов, имен и фамилий, но умеют самостоятельно, на основе анализа исторического материала устанавливать причины и последствия, значение важнейших исторических событий, интерпретировать исторические факты, аргументировать свою точку зрения на исторические события, явления, процессы, анализировать источники исторической информации, представленные в различной форме (текст, историческая карта, изображение, статистическая таблица, график), и делать выводы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Лукутин, первый заместитель директора городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы:

— Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по истории, прежде всего ее необходимо знать. Готовясь к сдаче этого предмета, нужно знать даты ключевых исторических событий, понимать суть этих событий, усвоить основные термины и понятия, особое внимание уделить изучению фактов истории культуры России. Для получения высокого балла на экзамене по истории следует освоить проверяемые в работе умения: научиться работать с историческими источниками, аргументировать дискуссионные точки зрения, существующие в исторической науке. Можно обратить внимание не только на события отечественной истории, но и истории зарубежных стран, ведь два задания экзаменационной работы содержат вопросы по всеобщей истории.

Рекомендации