Навыки будущего: как неопределенность превращается в возможности

  • Оксана Голерова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
  • 13.02.2020

Современный мир – насыщенный, быстрый, технологичный. Каждый день он предлагает человеку ставить и решать новые задачи, быстро ориентироваться в потоке разрозненной информации, успевать делать сразу несколько дел. Можно ли научиться оперативно реагировать на ситуацию, даже если столкнулся с ней впервые? Можно. Об этом рассказывает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Оксана Голерова.

Любую «ситуацию неопределенности», то есть ситуацию, с которой ты столкнулся впервые и не знаешь, как на нее реагировать, можно превратить в «ситуацию успеха». Надо найти способ проявить свой личный творческий потенциал и придумать алгоритмы действий. Этому мы учим школьников на тренингах проекта «Форсайт профессионального успеха». Есть несколько ключевых моментов для тех, кто хочет прокачать свои навыки.

1. Креативное пространство

Необычное креативное пространство не позволяет действовать по шаблону, использовать стереотип, а дает возможность человеку действовать, исходя из окружающей обстановки, набора инструментов и обстоятельств.
На играх проекта «Форсайт профессионального успеха» специалисты каждый раз придумывают новую игровую реальность. Сценарий каждой игры отличается друг от друга: школьникам приходится быстро ориентироваться, чтобы выполнить новое, незнакомое для них задание.

Этот навык можно тренировать самостоятельно: ходить, например, на «квиз-игры», где можно оттачивать быстроту реакции, заниматься проектной деятельностью, творчеством. Чем разнообразнее будет досуг, тем лучше.
Для чего нужен такой навык современному школьнику? Выходя во взрослую жизнь, человек встречается с совсем другой реальностью, непохожей на школьную и даже на студенческую жизнь. Столько лет его учили действовать по заданному алгоритму, следовать нормам, правилам и указаниям, а в реальности очень много неопределенности. Если до этого школьник пробовал себя в разных игровых сценариях, занимался разной деятельностью, ему будет легче адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

2. Алгоритм действий

Каждая жизненная ситуация, будь то поступление в ВУЗ, сдача экзамена или поиск работы, уникальна. Но есть общие ориентиры, которые помогут достичь любой цели:

1. Изменения – неотъемлемая часть жизни.
2. Ставьте реалистичные цели и достигайте их.
3. Принимайте решения. Это возможно в любой ситуации.
4. Всегда ищите возможности.
5. Будь уверены – любые задачи вам по плечу.
6. Развивайте умение видеть контекст задачи.
7. Умейте позаботиться о себе.
8. Общайтесь и взаимодействуйте с другими людьми.

Если человек оказывается в незнакомых обстоятельствах, главное – не паниковать. Изменения – это часть нашей жизни, их не нужно бояться. Успокоившись, нужно постараться проанализировать обстановку, а затем свои силы: как их грамотно применить? В любой ситуации вы можете принять решение, найти возможность, применить свои умения.

Ребята на занятиях часто пугаются, увидев незнакомы и творческие задания. Разработать в команде незнакомых ребят свой бизнес-план? Поставить за 5 минут творческую сценку? Сразу ответ: «Я не умею! Можно этого не делать?». Страх неудачи не дает возможности трезво оценить обстановку, а ведь все не так уж страшно. Оказывается, даже впервые столкнувшись с неожиданными для себя заданиями, ребята могут проявлять в них свои уникальные творческие навыки. Каждый участник игры имеет возможность оценить свои собственные ресурсы: на сколько он уверен в себе, умеет ставить цели и достигать их, способен сохранять внутреннюю устойчивость к внешней неопределенности, может принимать решения и вносить необходимые коррективы в собственные планы.

Не стоит бояться «ситуации неопределенности»: с ней может справиться каждый.

Рекомендации