Студент физического факультета Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова Иван Вязов демонстрирует опыты с жидкостями на фестивале NAUKA 0

Наука идет в школы

  • Мария Соловьева
  • 29.03.2021

Сегодня научной и проектной деятельности школьников уделяется большое внимание. Об этом мы поговорили с руководителем Городского методического центра Андреем Зининым.

— Андрей Сергеевич, нужно ли погружать школьников в науку, привлекать к участию в исследовательских проектах?

— Сегодня в Москве создана система, где каждая школа может стать участником проектов по популяризации науки, а каждый ученик — принять участие в научно-популярных лекциях и семинарах, подготовить первые исследования или проекты. В рамках проектов предпрофессионального образования научные организации и вузы вместе с предприятиями-партнерами проводят практикумы в лабораториях и учебных центрах, стажировки, что позволяет ребятам знакомиться с достижениями науки. Большое значение в формировании исследовательских навыков и ранней профориентации имеет дополнительное образование.

В городе создана система поддержки и развития практико-ориентированного дополнительного образования, например проекты «Профессиональное обучение без границ» и «Кружок от чемпионов».

— Как школы помогают ребятам сориентироваться в многообразии научных исследований, которыми можно заниматься?

— Существует такой проект — «Научные субботы». Его задача — проведение в образовательных организациях встреч с известными учеными и популяризаторами науки. Во время бесед ребята узнают об особенностях научной работы, новых открытиях и их значении. Такой формат позволяет ученикам познакомиться с современной наукой и выбрать себе наиболее интересное, а главное — актуальное направление. Кроме того, в школах регулярно проводятся «Встречи с молодыми учеными» — лауреатами Премии правительства Москвы, в рамках которых подростки узнают о научных исследованиях в области естественных, технических и гуманитарных наук. Еще один проект, реализуемый в учебных заведениях, называется «Ученые в школы». Доктора наук, профессора, академики и другие представители ведущих научных организаций и вузов приходят в классы, общаются с ребятами, знакомят их с лучшими российскими разработками, обсуждают актуальные достижения и вопросы развития современной науки.

— С какими вузами и научными сообществами сотрудничают школы?

— В рамках городских проектов предпрофессионального образования школы взаимодействуют с 36 организациями высшего образования, с 26 научными организациями.

В рамках городских проектов предпрофессионального образования вузами и научными организациями — партнерами наших проектов ежегодно проводится более 3 тысяч мероприятий, в которых принимают участие более 40 тысяч школьников.

— Помогает ли научной деятельности в школах МЭШ?

— В библиотеке МЭШ размещены электронные учебные материалы: сценарии уроков и электронные учебные пособия, которые помогают ребятам осваивать проектную и исследовательскую деятельность. Например, электронное учебное пособие «Первый шаг в магистратуру и аспирантуру», где собраны работы победителей и призеров предпрофессиональных конференций.

Важным направлением в рамках предпрофессионального образования является исследовательская и проектная деятельность школьников. Руководителем учебного исследования или проекта может быть как школьный учитель, так и ведущие сотрудники вузов, научных организаций и предприятий. Они не только предлагают актуальную тематику, становятся научными консультантами, но организуют в своих лабораториях эксперименты со школьниками.

Рекомендации