Московский психолог дала советы по подготовке к экзаменам

  • Специалист психолого-педагогического центра «Точка роста» ГБПОУ «Воробьёвы горы» Оксана Новикова
  • 22.05.2020

Специалист психолого-педагогического центра «Точка роста» ГБПОУ «Воробьёвы горы» Оксана Новикова рассказала, как подготовиться к экзаменам в условиях дистанционного обучения.

Впереди пора экзаменов, и наши дети впервые готовятся к ним в необычном формате. Собранные в этой статье советы помогут родителям не только помочь подросткам эффективно подготовиться к предстоящим экзаменам, но и, вполне вероятно, благотворно подействуют на семейную обстановку в целом.

Как мы помним, стюардессы перед полётом напоминают, что сначала нужно надеть спасательную маску на себя, а потом на ребёнка. Этот совет подходит не только для экстренных ситуаций в небе: в первую очередь, будьте внимательны к себе и заботьтесь о себе. Давайте себе отдых, снимайте напряжение, занимаясь спортом или творчеством, включите в ваш день приятные дела.

Помогайте, обсуждайте, предлагайте

Можно помочь ребёнку с организацией процесса подготовки: вместе составить план, проверить работы по ответам и дать обратную связь. Однако это не означает постоянного бдения, напоминания или порицания ребёнка за то, что он не готовится или готовится не так, как вам бы хотелось.

Обязательно говорите с детьми. Сейчас мы как никогда разделяем опыт переживания ограничений и препятствий. У подростков могут возникать вспышки не только раздражения, гнева, но и отчаяния и страха. Дайте ребёнку возможность выразить эти эмоции, разделите с ним этот эмоциональный опыт, поделитесь своими чувствами, а также способами, которые помогают вам справляться с нынешними ограничениями. Делитесь инструментами для саморегуляции и самопомощи, которые ребёнок сможет и дальше с успехом использовать.

Всё по режиму

Важно выстроить режим дня и режим подготовки к экзаменам: он даёт опору, определённость, снимает чувство тревоги перед тем, что мы не можем контролировать в сложившейся ситуации. Режим дня должен включать как подготовку, обучение, так и отдых, домашние обязанности и развлечения.

С детьми важно обсудить, какое расписание подготовки им будет удобнее. Например, можно устраивать день математики (то есть всё обучение и подготовка в этот день проходят по одной дисциплине) или же стараться разнообразить занятия в течение дня, включая в расписание разные предметы. Возможен вариант подготовки по кластеру дисциплин: например, день гуманитарных, естественнонаучных, технических предметов.

Также полезно поддерживать режим приёма пищи, сна и бодрствования. К моменту экзаменов важно привести организм к раннему подъёму и достижению оптимального состояния активности мозга к времени начала экзамена (9 – 10 утра). Благодаря этому ваш ребёнок во время сдачи экзамена окажется в оптимальном физиологическом состоянии, следовательно, будет внимательнее, активнее, продуктивнее.

Помните о собственном теле и давайте ему нагрузку каждый день. Важно переключиться на физическую активность в моменты, когда в процессе подготовки к экзамену появляется усталость, подросток начинает зевать, перегружаясь информацией.

Готовимся творчески

Определитесь с оптимальной для подростка формой подготовки. Кому-то в силу индивидуальных особенностей внимания, мышления и памяти удобнее готовиться, решая варианты ЕГЭ или ОГЭ целиком, проходя разом все типы заданий. Но также существует стратегия подготовки и решения однотипных заданий по темам (так построено большинство пособий по подготовке). Для повышения эффективности подготовки вы можете предложить сыну или дочери некий средний вариант: работу в течение ограниченного времени (15 – 20 минут) по нескольким типам заданий. Ещё интереснее может быть вариант поиска однотипных заданий (например, задания по определению и классификации понятий: какое понятие к какой категории относится) по разным предметам. Включение в подготовку такого элемента игры сделает её не такой давящей для подростка. Словом, подходите к вопросу творчески.

Продуктивная проверка знаний

Наконец, давайте развёрнутую обратную связь детям по результатам их работы. Важно обращать внимание подростка как на то, с чем он справился, так и на темы, которые стоит повторить. При этом старайтесь опираться на успехи ребёнка, не порицая и не наказывая за ошибки.

 

 

Рекомендации