Мир профессий людей с особыми образовательными потребностями: как найти себя и определиться?

  • Наталья Зыбарева, классный руководитель Колледжа градостроительства, транспорта и технологий № 41
  • 14.05.2020

          Сможет ли ребенок с особыми образовательными потребностями стать успешным, получить хорошую профессию, найти работу? Этими вопросами, пожалуй, задаются в каждой семье, где родился малыш с особенностями в развитии.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья Москва стала городом неограниченных возможностей. Здесь созданы условия для развития и обучения детей с разными образовательными потребностями, начиная с дошкольной ступени. В московских колледжах существуют десятки специальностей для студентов с особыми образовательными потребностями. А на ежегодных чемпионатах профессионального мастерства участники могут продемонстрировать свои навыки и заявить о себе работодателю.

Например, такие люди успешно осваивают профессии, связанные с физическим трудом. Человек может стать хорошим слесарем, столяром, цветоводом, переплетчиком, швеёй, санитаром, помощником повара – это востребованные профессии. Каких успехов достигнет в будущем ребенок с особыми образовательными потребностями, во многом зависит от поддержки семьи.

Ребенок с особыми образовательными потребностями – это, прежде всего, ребенок. А значит, он приносит своей семье и близким много радости, невероятного ощущения победы, преодоления трудностей и развития. А однажды наступает день, когда особый ребенок идет в школу.

Переступая порог школы, любой ребенок совершает важный шаг в своей жизни. На первых порах основная задача учителя и классного руководителя – дать родителям всю необходимую информацию о том, как будет строиться жизнь их ребенка в учебное время: вокруг каждого первоклассника создается комфортная для него среда, учитывающая индивидуальные способности и возможности, выстраивается система сопровождения, позволяющая фиксировать достижения ребенка. Это впоследствии станет основой для того, чтобы дать семье наиболее полные рекомендации по выбору дальнейшего профиля трудового обучения.

Процесс формирования базовых учебных действий в начальных классах для детей с ментальными нарушениями направлен на социальную адаптацию, получение навыков и умений, которые позже смогут пригодиться в профессии. К этим навыкам можно отнести и умение пользоваться линейкой и ножницами, и овладение навыками счета и письма.

Выбор профиля трудового обучения происходит в четвертом классе, а в пятом ребята начинают изучать азы профессии. В примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предлагается  примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Сто­ля­р­ное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное дело», «Швейное де­ло», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего об­с­лу­жи­ва­ю­ще­го персонала», «Цветоводство и декоративное са­доводство», «Ху­до­же­с­т­ве­н­ный труд» и другие. Выбор конкретным ребенком вида профильного труда осуществляется с учетом его интересов и психофизических особенностей и возможностей.

Обучающиеся могут переходить из группы в группу и менять профиль трудового обучения. Но чем раньше будет выявлен устойчивый профессиональный интерес и склонность, тем успешнее будет идти овладение навыками профильного труда. Как это сделать? Такая работа ведется на уроках ручного труда: первоначальные навыки овладения работой с бумагой, тканью, деревом, металлом, экскурсии в профильные мастерские.

Конечно же, одной экскурсии в профильную мастерскую недостаточно для того, чтобы выявить интерес и склонность ребенка. Здесь на помощь приходит система дополнительного образования и внеурочная деятельность. Общекультурное направление позволяет организовать занятия проектной деятельностью, на которых дети задумывают и реализуют свои профессиональные интересы. Например, если дети заинтересовались тем, что можно сделать из дерева, классный руководитель совместно с педагогом по столярному делу составляет совместный план работы, учащиеся начальных классов прикрепляются к старшеклассникам в мастерской и решают свою проектную задачу, которая вплетается в программу обучения по профильному труду в старшей школе. Варианты проектов для реализации в столярной мастерской выглядят так: «Транспорт. Грузовая машина», «Транспорт. Легковая машина», «Скворечник», «Кормушка для птиц» и другие.

Ребята, начиная с пятого класса, посещают трудовые мастерские практически ежедневно. В пятом и шестом классе по 5 часов в неделю; седьмой класс – 7 часов в неделю; восьмой класс – 8 часов; девятый – 11 часов в неделю. В девятом классе обучающиеся сдают экзамен по профильному труду, состоящий из двух частей: практической и теоретической.  И два последующих года обучения по 16 часов юноши и девушки совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках школы.

Дальнейшее профессиональное обучение школьников с ментальными нарушениями проходит на базе колледжей, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам. С перечнем колледжей можно познакомиться на сайте «Среднее профессиональное образование Москвы» в разделе «Территория возможностей» https://www.spo.mosmetod.ru/social/navigator

Обширные образовательные ресурсы нашего города направлены на то, чтобы каждый ребенок мог достичь максимально возможных для него результатов в развитии и обучении, независимо от его стартовых возможностей, чтобы получил профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы стал успешным и равноправным членом нашего общества.

 

 

 

 

 

Рекомендации