Участники проекта «Экодом» школы № 1560: десятиклассница Вера Климова, педагог Анна Баршак, ученица 10-го класса Анна Путинцева (слева направо)

Когда дети создают собственный проект, у них горят глаза

  • Мона Платонова
  • 29.03.2021

Знаете, что такое «экодом»? Это сооружение использует только экологические «продукты» для жизнедеятельности. Электричество и отопление дают солнечные батареи, большая часть бытовых отходов перерабатывается, вода проходит несколько этапов фильтрации и вновь используется для разных нужд. Ну и так далее…

В процессе создания модели «экодома», которым сейчас активно занята группа учеников 10–11-х классов школы № 1560 «Лидер», было организовано несколько конференций с инженерами и проектировщиками экодомов и экопоселений.

— Этот проект — один из десятков научно-исследовательских проектов, которые делают наши старшеклассники, — рассказывает директор школы «Лидер» Татьяна Цуркан. — Мы стараемся увлечь детей с раннего возраста проектной и исследовательской деятельностью. Восьмые и девятые классы у нас предпрофильные, десятые и одиннадцатые — предпрофессиональные: ребята получают возможность в лабораториях городских образовательных проектов предпрофессионального образования «потрогать» высокотехнологичное оборудование, с по мощью которого они могут разработать и создать модели на 3D-принтере, спланировать и провести реанимационные мероприятия в рамках реализации программы предпрофессионального курса «Шаг в медицину». Мы стараемся, чтобы разработки школьников были направлены на решение практико-ориентированных задач, развитие экономической сферы и могли представлять интерес для экспертов в различных областях и потенциальных работодателей. идея создания экодома родилась не у учителей, а у учеников. Одна школьница прочитала книгу об экологии Москвы, где была статья об аль-тер нативных источниках энергии. Заинтересовавшись темой, ученики пришли к руководителю IT-полигона, преподавателю физики и ст али вместе работать над проектом.

В большинстве случаев инициаторы идей проектов — сами школьники.

— В процессе работы над проектом ребята учатся командной работе: вместе придумывают сюжет, разрабатывают сценарий, снимают ролик и презентуют его на дискуссионных клубах, круглых столах и классных часах, — уточняет директор. — Также у нас активно реализуется программа внутреннего профессионального развития педагогов, одно из наиболее эффективных направлений которой — проект «Педагогическая пятница», суть которого — объединение педагогов в группы, разработка и представление педагогическому коллективу проектов различной тематики, направленных на решение актуальных задач деятельности образовательной организации. Развивая собственные профессиональные навыки проектной деятельности, учителя стимулируют желание заниматься этим у учеников.

Не только работа вместе с педагогами в научных лабораториях и IT-полигоне помогают ученикам школы «Лидер» реализовывать себя в исследовательской и проектной деятельности. Эту функцию выполняют все школьные помещения. Коридоры на этажах с помощью раздвижных панелей могут быстро транс формироваться в учебные классы; в коридорах установлены стеллажи, где в общем доступе находятся конструкторы для занятий робототехникой и программированием. Традиционные учебные кабинеты модернизированы в поточные аудитории, где могут проходить и лекции, и практические занятия. В со-став IT-полигона входит специальное поле, на котором школьники устраивают соревнования созданных своими руками роботов.

— У старшеклассников горят глаза, когда они что-то творят, — говорит учитель информатики школы № 1560 «Лидер» Иван Рузин. — Помимо экодома, сейчас в работе у ребят проект по созданию собственного 3D-принтера. Также мы готовимся к разработке моделей строительной техники с возможностями ее работы на электростанциях. Для этого школьники изучают не только особенности программирования, но и приобретают навыки пайки, конструирования, сборки деталей. Очень важно, чтобы ребята не только договорились, что хотят сделать, но и подумали, как это сделать. А учитель подключается уже тогда, когда появляется необходимость скорректировать их идеи.

В тему

Раз в триместр в школе проводятся конференции и форумы «У меня есть идея», где ученики могут презентовать идею или проект. Ребята придумывают тему работы, обосновывают ее, изучают дополнительную литературу, готовят презентацию, прогнозируют результат реализации проекта. С начала марта в школе проходит фестиваль социальных видеороликов «Учат в школе, учат в школе, учат в школе!» о бережном отношении людей к тому, что их окружает.

Рекомендации