Как формировать функциональную грамотность с помощью цифровых инструментов?

  • 18.06.2020

На прошлой неделе стартовал цикл онлайн-конференций Яндекса «Функциональная грамотность как инструмент образования». Во вторник 16 июня прошел второй круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников с использованием цифровых инструментов», в котором приняли участие эксперты Яндекс.Учебника, специалисты из Российской академии образования, специалисты из Института стратегии развития образования Российской академии образования. НИТУ «МИСиС», МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, Сбербанка.

С первым докладом выступила Галина Солдатова, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, директор Фонда развития интернет. Она рассказала об исследованиях функциональной грамотности в динамике (проведенных в 2010, 2013 и 2019 годах). Спикер отметила, что феномен детства меняется, и цифровизация — один из ключевых факторов, влияющих на эти изменения. Интернет становится важным агентом социализации, составляя конкуренцию семье и школе. Ученые выяснили, что интенсивность использования интернета за последние 6 лет существенно возросла и среди взрослых, и среди детей: каждый второй подросток проводит онлайн около 6 часов в день, а каждый пятый — 9 часов и больше.

Поэтому современные дети не делят реальность на онлайн и оффлайн — для них она одна. Каждый второй подросток, но только каждый пятый взрослый живут в смешанной реальности. А пандемия коронавируса, во время которой обучение перешло в интернет, и вовсе размыла эти границы. И взрослым, как правило, кажется, что интернет плохо влияет на когнитивные способности ребенка, и не без оснований — новое поколение хуже запоминают информацию, не фокусируется долго на одном деле… Но, возможно, все это — эволюционный процесс, который позволяет нашим детям адаптироваться к новому миру, избегая перегрузки?

Так или иначе, детей необходимо учить существовать в рамках цифры. Такой навык — это один из подвидов функциональной грамотности — способности применять знания в реальной жизни. Как никогда сегодня важная цифровая компетентность детей — и на нее так или иначе направлены все цифровые средства, подвластные учителю.

С таким мнением согласился Нурлан Киясов, основатель и программный директор конференции EdCrunch, директор Центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС». Он посвятил свое выступление международному опыту формирования  функциональной грамотности у детей, особо отмечая, что самое главное в этом деле — подготовка учителей.

Спикер рассказал о том, каков он, идеальный учитель, по мнению ученых из Международного общества развития технологий в образовании (ISTE). Итак, педагог будущего — это специалист, который постоянно учится новому, лидер, гражданин цифрового общества, формирующий отношение детей к онлайн-ресурсам, аналитик, фасилитатор, моделирующий культуру общения, специалист по педагогическому дизайну и организатор обучения в сотрудничестве.

Однако и учитель не может полностью отвечать за функциональную грамотность, развивать ее — задача и ученика. Современная цифровая образовательная среда должна состоять из учителя, который применяет технологии, обучения вне класса, надежной инфраструктуры, заинтересованных руководителей и новых технологий оценивания. И всё это важно уметь эффективно использовать.

О том, как именно цифровые инструменты могут способствовать развитию функциональной грамотности, рассказал Евгений Лурье, директор по продукту Яндекс.Учебника.

— Функциональная грамотность связана с жизненными задачами во всех сферах человеческой деятельности — и во всех этих сферах сегодня также присутствуют цифровые решения. Яндекс.Учебник помогает формировать функциональную грамотность с самого детства, интегрируя в предметные задачи элементы, направленные на ее развитие. При этом качество заданий мониторится еженедельно — задачи, вызывающие сложности у большого количества школьников, перерабатываются методистами. 

Также Лурье рассказал об исследовании влияния цифровых инструментов на успехи в учебе, которое было проведено в прошлом году в Алтайском крае и Новосибирской области. Там ученики, активно пользовавшиеся Яндекс.Учебником, показали результаты выше, чем те, кто этого не делал. Причем самый заметный прогресс наблюдался у тех, кто изначально был не очень успешен в обучении.

Следующий спикер, научный руководитель программы благотворительного фонда Сбербанка «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова рассказала о разработках команды. Она отметила, что Сбербанк при создании платформы ориентировался на самого ученика — интерфейс не предполагает активной роли учителя. Система подсказывает ученику, какие навыки он «прокачал», изучая ту или иную тему.

Далее на круглом столе обсуждались прикладные методы формирования функциональной грамотности с помощью цифровых средств. Специалисты Яндекса, РАО, МГПУ, Института образования НИУ ВШЭ на конкретных примерах разобрали методы интеграции задач на развитие функциональной грамотности в предметные задания по русскому языку, математике, биологии и другим предметам.

Анна Булгакова, руководитель направления «Словесность» в Яндекс.Учебнике:

— Информация окружает и не читающих детей, и в ней нужно учить разбираться вне зависимости от формирования навыков чтения. Но и навыки чтения тоже надо формировать. Эти навыки нужно развивать сообща. Важно научить ребенка находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать, осмысливать, оценивать и использовать информацию. 

Марина Рогатова, главный методист по математике Яндекс.Учебнике:

Часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные.

Видеозапись: https://yadi.sk/i/BsdK5C77jz3ggw

 

Рекомендации