Хорошо забытое старое, но полезное: игра на каждый день

  • Кравчук Л.Л.,учитель-дефектолог Городского психолого-педагогического центра, Маскинская Е.А.,педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра
  • 23.12.2019

Впереди зимние каникулы! Чтобы провести их вместе интересно и познавательно, предлагаем вам наш новогодний подарок: игры из «бабушкиного сундука» – на каждый день, для всей семьи и друзей.

Вот как писал о детских играх в 1887 году Е.А. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские. В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной»: «…Немного есть игр, которые рассчитаны на одиночное занятие, наоборот, большинство игр требует соучастия большего или меньшего количества других детей. Нередко… один другому помогает совершенствоваться, а в конце концов все друг другу помогают; но вместе с тем все, в сущности, остаются в одинаковых правах…В конце концов все это ведет детей к ближайшему взаимному общению, единению и содружественной работе… В играх это достигается так легко и просто».   Чтобы возродить игры наших бабушек и дедушек, нужно всего лишь научить наших детей в них играть. Эти способствуют процессам развития, сплочения и воспитания.

День первыйтеатрализованная игра: «Теневой театр».

Первые упоми­нания о теневом театре в Европе относятся к XVII веку. Пер­вой страной была Италия, откуда сведения о нем стали распростра­няться все дальше. Театр ручных теней – один из са­мых простых видов теневого теат­ра. Для его оборудования и про­ведения нужны настольная лампа и экран (большой лист белой бу­маги или ткань). Экран теневого театра можно также оборудо­вать в дверном проёме любой комнаты. А далее, сплетение из пальцев затейливых фигур, – и на стене появляются «живые» существа: собака, лошадка, птица, дерево.         Добавляем теневые фи­гуры (силуэты, заранее вырезанные, из чёрного картона) – по сюжетам известных сказок, рассказов или своих собственных придуманных историй. И перед нами театр теней, в котором мы получаем «пропуск» в чудесный мир фантазии и воображения, и лучше познаём себя.

День второй игры в светских гостиных Петербурга 19 века.

«Фанты» – это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков).
Дворяне записывали на бумаге различные оговоренные ранее задания. Вынимая, сборщик говорил: чей фант вынется, тому назначается изображать зеркало, читать стихи, показывать фокусы, играть музыкальный экспромт, решать задачу и др.

День третий — «Почта».

Распорядитель игры кричит: «Динь, динь, динь». Кто-нибудь из участников спрашивает: «Кто там?» – «Почта!» – отвечает первый. «Откуда?» – «Из города М». – «А что там делают?» – спрашивают первого. Он может сказать, что ему заблагорассудится (в рамках правил), например: танцуют, поют. Когда первый скажет, что делают в городе, то все играющие должны делать то же самое, что сказано, а кто не станет делать, что делают другие, то с него берется фант – какая-нибудь вещь. Игра в почту, как и другие, может окончиться по желанию играющих.                                                                                                             

День четвёртый – игры-загадки, ребусы, шарады, каламбуры.

В них играли по-разному. Например, на победителя, отгадавшего наибольшее число задачек. Вот несколько заданий 19 века: 1. Почему курица скорее съест порцию овса, чем лошадь? (Потому что курица не ест лошадей). 2. Может ли быть, чтобы собаки вбежали в комнату и весь пол изъели? (каламбур: изъели = из ели). Ответ: Может быть, если пол из                             Другие шарады легко сочинить: ком+пас=компас. Град+ус=градус. Лов+кость=ловкость.

Пятый день – игра «Охлопок» 

  Участники становятся в круг и бросают вверх кусок ваты. Задача в том, чтобы спокойно передуть от себя вату другому играющему и не дать ей упасть. Тот игрок, возле кого охлопок упадет, платит фант. Охлопок летает то выше, то ниже, поэтому игроки то приседают, то встают на цыпочки, то наклоняются.

Шестой день – специальный приз для взрослых и детей: Игра «Жмурки у стены».

Такая веселая игра очень хороша в Новый год!  Ведь она проводится со свечой и в темноте. Ведущему не завязывают глаза, наоборот, ему потребуется очень внимательно смотреть «в оба глаза».  Понадобится светлая стена. На расстоянии от стены ставится столик или стул с горящей свечой (прикрытой для безопасности). Между свечой и стеной ставится стул для водящего. Игроки будут проходить мимо свечи за спиной водящего так, чтобы их тень появилась на стене, а водящий должен угадать по тени, кто это прошел. Задача игрока – придумать, как запутать водящего и как пройти так, чтобы тебя не узнали.  Водящему запрещено поворачивать голову назад и при угадывании смотреть на человека, а не на тень. Если водящий ошибся, то платит фант. Водящего сменяют, когда он угадал кого-то из игроков или когда все прошли. Чтобы разнообразить игру, можно нарядиться, например, в берет или в костюм с ушами зайца, придумать свой вариант или использовать одежду из шкафа.

Седьмой день – «Вопросы и ответы»

Ведущий достает листок бумаги и пишет на расстоянии 2 сантиметров (сверху вниз на листе) вопросы: «Кто это был?», «Где находился?», «Что делал?», «Что сказал?», «Что сказали люди?», «Чем закончилось?». Листок передают каждому по очереди. Первый игрок пишет ответ на вопрос и загибает листок, чтобы никто не видел, что он написал. Второй и следующие игроки поступают также. После, ведущий берет листок, разворачивает и начинает читать историю, которая получилась.

В результате каникулы проходят увлекательно, весело и с пользой для всех!

 

 

Рекомендации